Словарь по христианству Г ГИНКМАР

ГИНКМАР

ГИНКМАР (около 806 – 882 гг.) – архиепископ Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи. Происходил из знатного франкского рода, с детства был предназначен к духовной карьере, воспитывался в монастыре Сен-Дени под Парижем, его наставником был Гилдуин (с 815 г. – настоятель Сен-Дени), ученик Алкуина и первый переводчик на латинский язык сборника «Ареопагитики». В 822 г. вместе с Гилдуином Гинкмар прибыл ко двору императора Людовика Благочестивого (814–840 гг.), но в 830 г., после удаления наставника от двора, Гинкмар также покинул придворную капеллу; в 834 г. вернулся, стал советником императора. В 845 г. по указанию западнофранкского короля Карла II Лысого (840–877 гг.) Гинкмар был поставлен архиепископом Реймсским и примасом франкской церкви вместо низложенного в 835 г. архиепископа Эбона, который продолжил борьбу за Реймсскую кафедру и в 840–841 гг. на короткий срок добился от папы Римского восстановления в сане. Став архиепископом, Гинкмар стремился поправить имущественное положение архиепископства, которое ухудшилось в период вакации и борьбы за кафедру. Ему удалось подчинить своему влиянию поставленный Эбоном клир (по нормам церковного права из-за низложения Эбона проведённые им рукоположения считались недействительными). Несмотря на возражения Римского престола, Гинкмар как примас Галлии короновал Карла II Лысого. При нём было закончено строительство кафедрального собора в Реймсе. Он провёл реорганизацию архиепископства, что впоследствии стало причиной для обвинений со стороны императора Лотаря I в превышении полномочий; однако на Соборе в Суасоне в 853 г. действия Гинкмара были одобрены, в 855 г. это подтвердил папа Бенедикт III (855–858 гг.). С 852 г. Гинкмар издал ряд постановлений, направленных на укрепление власти архиепископа в провинции и упорядочение местного церковного законодательства, проводил политику укрепления церковной дисциплины, искоренения симонии, активно использовал местные Соборы западнофранкского духовенства для проведения реформ. На Соборах Гинкмар приобрёл ведущее положение, чему способствовала его активная позиция в споре о предопределении с Готшальком из Орбе. В 858 г. ему удалось объединить западнофранкских прелатов и добиться осуждения захватнической политики Людовика II Немецкого (843–876 гг.). По поручению папы Николая I Великого (858–867 гг.) Гинкмар в сочинении «De regis persona et regio ministerio» («О личности короля и королевской службе», 873 г.) развил учение о том, что власть светского государя является зависимой от благословения церкви, ибо только помазание ставит правителя над подданными и наставляет его к истинной цели, т.к., согласно Гинкмару, достоинство понтификов выше, чем достоинство королей. Христианский правитель, с одной стороны, должен подчиняться епископам, совершающим над ним обряд миропомазания, с другой – связан в своих действиях договором, на основании которого он избран.

 



 
PR-CY.ru