ГЕРОДОТ - Страница 2

Египтян Геродот считал «наиболее богобоязненным» народом, а их религию – источником греческой. «История» содержит важные сведения о синкретических культах, в частности, Осириса, Аписа, с некоторыми неточностями переданы египетские теогонии. Важные сведения собрал Геродот и о культе животных в эпоху Саисской династии Египта, а также о некоторых значительных общеегипетских празднествах. Впрочем, поскольку он не знал египетского языка, некоторые его сообщения не подтверждаются египетскими источниками. Сведения Геродота о религии скифов Северного Причерноморья более скудны, однако весьма важны для реконструкции верований древнейших обитателей Южной России. Судя по всему, Геродот нашёл эти данные в Ольвии, и их качество, как впоследствии подтвердили археологические и этнографические находки, весьма высоко. Он перечислил имена скифских богов (кроме Ареса, почитавшегося в виде меча) с указанием их греческих соответствий. Описаны обряд гадания, похоронные обряды, сопоставимые с осетинскими обрядами и сведениями из северокавказского эпоса. Его сведения о скифской религии подтверждены также иранской традицией и потому могут считаться вполне достоверными. Краткое описание Геродотом персидской религии не противоречит, за некоторыми исключениями, персидским источникам. Его сообщения о религии прочих восточных народов далеко не всегда возможно проверить, и можно говорить о наличии в отдельных случаях искажений, в других – о достоверности сведений. Так, упоминание о фракском божестве Залмоксисе позволяет видеть в религии фракийцев либо шаманские элементы, либо представление об умирающем и о воскресающем божестве (интересны также сообщения о связи этой религии со взглядами пифагорейцев). Греческая религия представлена у Геродота весьма объёмно, но отрывочно, т.к. описание греческих религиозных обычаев не входило в план работы. Как правило, он упоминает о ней вскользь, в контексте исторического повествования или в сравнении с иноземными верованиями. Тем не менее, «История» Геродота является одним из важнейших источников о местных верованиях различных греческих полисов, в особенности о местных святилищах и развитии культа героев. Особое место занимает у него «оракульная литература»: сочинение Геродота содержит главные материалы по истории Дельфийского оракула архаического и раннеклассического периодов, а также Додонского, Амфиарая и др. Особый интерес вызывает обширное цитирование Геродотом текстов самих оракулов, особенно Дельфийского, а также многочисленные сообщения о порядке вопрошания оракула, описания посвятительных приношений и цитирование местных храмовых легенд, к которым, несомненно, принадлежит история возвышения и падения царя Лидии Крёза. Интересны также его сообщения о соотношении греческой и пеласгской религий, согласно которым пеласги являлись промежуточным звеном между египтянами и греками в передаче имён богов, однако достоверность их сомнительна. Несмотря на тесные связи с Афинами, Геродот вовсе не упоминает Элевсинских мистерий, что может, впрочем, объясняться его богобоязненностью.



 
PR-CY.ru