ГЕРМАН - Страница 4

Рассказ Констанция, который является единственным источником, немногословен. Из повествования известно, что Герман после прибытия был встречен неким «первым человеком этой области», по имени Элаф, который представил ему своего больного сына. Святой исцелил его, а затем с помощью Элафа добился высылки из страны приверженцев ереси Пелагия. Рене Бориус предполагает, что эти события происходили на южном побережье Британии. Правитель Элаф, вероятно, был одним из знатных бриттов, которые после ликвидации римской администрации присвоили власть на острове и впоследствии назывались королями (reges). Едва Герман вернулся в Галлию, как к нему прибыла делегация представителей общин Арморики (Западная Галлия), прося заступничества перед патрицием Аэцием, который послал в их землю на подавление восстания багаудов войско аланов во главе с королём Гоаром. Констанций называет вождём багаудов некоего Тибатона; однако его восстание было подавлено ещё в 437 г., в то время как описываемые в Житии Германа события происходят незадолго до кончины святого в 448 г. Поэтому данное восстание исследователи, скорее, готовы отождествить с мятежом 448 г. во главе с медиком Евдоксием. Если Тибатон объединял вокруг себя беглых рабов, то восстание Евдоксия носило характер недовольства городских низов усилившимися поборами фиска и самоуправством администрации, что, скорее, могло побудить епископа к заступничеству. Узнав, что аланы уже выступили на подавление восстания из района города Аврелиана (современный Орлеан), где около 440 г. им были предоставлены земли для расселения в качестве федератов империи, Герман спешно направился им навстречу. Встретившись с королём Гоаром, Герман убедил его приостановить продвижение войска; Гоар согласился, но потребовал, чтобы святитель добился отмены приказа о подавлении восстания от патриция Аэция или от императора. Герман направился в Равенну ходатайствовать за жителей Арморики перед императором Валентинианом III и его матерью и соправительницей Галлой Плацидией. По пути в Медиолане (современный Милан) он принял участие в празднестве в честь мучеников Гервасия и Протасия, память которых отмечалась 19 июня, после чего спешно направился в Равенну. Там святитель через местного епископа Петра Хрисолога добился аудиенции у Галлы Плацидии. Среди придворных, поддержкой которых Герман пользовался в Равенне, агиограф Констанций упоминает Волузиана и Акула (Волузиан принадлежал к свите патриция и магистра армии Сигисвульфа, Акул был одним из евнухов императорской опочивальни). Миссия Германа окончилась полной неудачей, т.к. багауды в Арморике вновь взялись за оружие. 31 июля 448 г. святой скончался в Равенне. Согласно преданию, зафиксированному в «Деяниях Автиссиодурских епископов», погребальные одеяния Германа были вышиты Галлой Плацидией. Констанций упоминает лишь о том, что императрица взяла себе находившийся при Германе сосудец (capsula) с мощами святых, а Пётр Хрисолог оставил на память о святом его власяницу. Мощи Германа были перенесены в Автиссиодур 22 сентября и захоронены в часовне мученика Маврикия 1 октября 448 г. В VI в. королева Клотильда, супруга франкского короля Хлодвига I, выстроила над этим местом базилику в честь Германа. Позднее здесь возник монастырь (аббатство Сен-Жермен-д'Осер), ставший усыпальницей Автиссиодурских епископов. В 841 г. епископ Герибальд Осерский по распоряжению королей Карла Лысого (840–877 гг.) и Людовика Немецкого (877–879 гг.) переложил мощи Германа в новую раку. В 859 г. в присутствии Карла Лысого она была перенесена в новую крипту. По официальной версии, мощи были уничтожены в 1567 г. гугенотами, однако какая-то их часть была обнаружена в 1648 г. в Осере. Различные версии их спасения приводит осерский каноник Грегуар Виоль (впрочем, уже Жан Лебёф и болландист Ж. Б. Дю Солье (начало XVIII в.) сомневались в правдоподобности этих рассказов).



 
PR-CY.ru