ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН - Страница 2

Алексей Мстиславович Пентковский убедительно показал, что Типикон принадлежит к афоно-италийской редакции Студийского устава, отличающейся от первоначальной редакции рядом специфических признаков. Порядок богослужения по Типикону Георгия Мтацминдели, как и по всем редакциям Студийского устава (в отличие от более древних практик), хотя и имел ряд характерных особенностей, был уже очень близок к тому, который принят в православной церкви в настоящее время. Подобно памятникам первоначальной редакции Студийского устава (в первую очередь, Студийско-Алексиевского Типикона), по Типикону Георгия Мтацминдели не бывает воскресных и праздничных всенощных бдений; совершение часов является здесь признаком постового богослужения; священнические молитвы вечерни и утрени не читаются все вместе в самом начале службы (как в Иерусалимском уставе), а распределены по ней; в среду и пятницу Сырной седмицы совершается литургия Преждеосвящённых Даров; в первый (относительно лекционарной системы) период церковного года (от Антипасхи до 26 сентября) на утрене стихословится только одна кафизма и т.д. Тем не менее, Типикон Георгия Мтацминдели, как и другие памятники афоно-италийской редакции Студийского устава, отличается от других памятников первоначальной редакции этого устава: 1) во многие дни года вместо обычного окончания утреня имеет так называемое праздничное (с пением утреннего славословия в кафедральной редакции и без стиховных стихир), хотя в ранней редакции Студийского устава утреня заканчивалась одинаково как в будни, так и в праздники (различение двух типов окончания утрени сближает афоно-студийские Типиконы с иерусалимскими); 2) на утренях в праздники кафизма не отменяется, а заменяется тремя специально подобранными псалмами (в Типиконах их называют антифонами), содержание которых соответствует содержанию праздника, среди этих псалмов часто присутствуют 134-й или 148-й; кафизма, как правило, отменяется только на утрене, совершаемой на следующий за праздником день или в попразднство; 3) на литургии часто используются вседневные антифоны вместо изобразительных; 4) становятся строже предписания о соблюдении постов. Историческое значение Типикона Георгия Мтацминдели заключается в том, что он является ценным источником по истории богослужения Афона в XI в., поскольку греческие афонские Типиконы студийской эпохи (для Афона до XIII в.) утрачены, и одним из главных представителей афоно-италийской редакции Студийского устава (причём единственным известным ныне памятником этой редакции, созданным непосредственно на Святой Горе), а также важнейшим источником по истории богослужения Грузинской православной церкви, где он использовался в качестве основного богослужебного устава в XI–XVI вв., пока не был постепенно вытеснен Иерусалимским уставом.



 
PR-CY.ru