ГЕОРГИЙ, Конисский Григорий Осипович - Страница 5

Составил курс лекций по риторике, отказался от господствовавшего в южнорусской проповеди XVIII в. латинско-польского влияния, вместо отвлечённых мудрствований и внешнего блеска риторики сделал акцент на логичности и назидательности проповеди, её доступности простому народу. Самому Георгию принадлежат яркие проповеди и речи на нравственные и политические темы. Ему часто приходилось полемизировать с католическими проповедниками. Современники считали его «неподражаемым» проповедником, Александр Сергеевич Пушкин называл «одним из самых достопамятных мужей минувшего столетия». Наряду с достоинствами историки отмечают и недостатки проповедей Георгия: отсутствие «глубины мысли, тонкости анализа», вульгарные каламбуры и шутки, необоснованные перенесения реалий библейской истории в современный контекст и др. Рукописные сборники проповедей распространялись среди белорусского духовенства, первое прижизненное издание (1761 г.) было утрачено. В связи с различными политическими событиями Георгий обращался с речами к Екатерине II, внёс вклад в формирование идеологии «просвещённого абсолютизма». Исторические труды Георгия созданы с привлечением широкого круга источников. «Историческое известие о епархии Могилевской...», написанное после 1774 г., представляет собой краткую историю западнорусских православных епархий. Другой исторический экскурс приведён в «Записках... о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римской Церковью» (1792 г.). Георгий пропагандировал необходимость объединения трёх братских народов, русского, белорусского и украинского, в составе Российской империи. В XIX в. ему ошибочно приписывали книгу «История руссов», в которой содержится краткий очерк истории Украины. Иконография Георгия разработана на основе его портрета, возможно, прижизненного, конец XVIII в. (Национальный музей истории и культуры Беларуси, Минск). Его отождествляют с изображением, находившимся над местом погребения святителя в Спасо-Преображенской церкви Могилёва, впоследствии – в местной лютеранской кирхе, построенной на земле, которую после сооружения в городе новых каменных зданий архиерейского дома и консистории Георгий подарил вместе со старой деревянной резиденцией местным лютеранам. В благодарность святителю они поместили его портрет в кирхе на почётном месте, рядом с изображением Мартина Лютера (по другой версии, образ был специально заказан лютеранами). Позднее портрет был перенесён в православный Борисоглебский храм Могилёва, откуда в 1960 г. передан в музей. На портрете Георгий представлен вполоборота вправо, по пояс, в архиерейской мантии с красными скрижалями и в чёрном клобуке, с большой панагией на груди, благословляющей десницей и архиерейским жезлом с сулком в левой руке; у него характерное узнаваемое лицо с крупными чертами, окладистой раздвоенной седой бородой. Внизу – три колонки стихотворного текста – автоэпитафия.

 



 
PR-CY.ru