ГЕОРГИЙ, Конисский Григорий Осипович - Страница 4

Почитание Георгия началось почти сразу после кончины: у гробницы в соборе служились панихиды, молебны. 5–6 августа 1993 г. в Могилёве состоялось прославление Георгия в лике местночтимых святых. Торжество возглавил патриарший экзарх всея Беларуси Минский митрополит Филарет (Вахромеев). В 1993 г. было составлено Житие, в 1995 г. – акафист святителю. Ему посвящены храмы в Могилёве и Слуцке. Георгий оставил большое философское, литературное, историческое и эпистолярное наследие. В 1751 г. составил первый в России систематический курс богословия «Cristiana orthodoxa Theologia» (для Киево-Могилянской академии), присоединив к нему в качестве вводной части герменевтику и библиологию. Определив задачи предмета, Георгий отделил богословие от философии (концепция двух истин), а также догматическое богословие от нравственного. Свою систему философии он изложил в двух курсах академических лекций: «Philosophia peripathetica» (1747 г.) и «Philosophia juxta numerum quatuor facultatum quadripartita» (1749 г., опубликован перевод на украинский язык, 1990 г.). Испытал влияние идей архиепископа Феофана (Прокоповича), а также некоторых раннепросветительских идей, по своим взглядам постепенно переходил от средневековой схоластики, опирающейся на систему Аристотеля, к латинско-протестантской системе (по учебнику Фридриха Христиана Баумейстера), большое значение придавал трудам отцов церкви. Соответственно менялось и преподавание в академии, курсы Георгия оказали значительное влияние на развитие русской философии. Разделял философию на логику, физику, метафизику и этику, выделял в процессе познания три ступени: чувственное восприятие, формирование интеллектом понятия об объекте и суждение; считал задачей человека познание окружающего мира, значительное место в жизни общества отводил просвещению и науке. Выдвигал идеи единства мира, в основе которого лежат материя, форма и «лишение формы» (способность тел к изменению), неуничтожимости материи. В статье-ответе на «Письмо Вольтера к учителям церкви и богословам» (около 1790 г.) полемизировал с вольтерьянством. Близко к философским работам примыкает дневник Георгия «Мысли». Святитель являлся автором курса лекций по пиитике «Правила поэтического искусства...» (1746 г.), ориентировался не на латинско-польские основы, а на русскую литературу и язык «по образцам ломоносовским». Сам переводил псалмы на русский, польский языки и латынь, писал стихи, драматические произведения, переходил от силлабической поэзии к тонической. Его драма «Воскресение мёртвых» была поставлена в Киево-Могилянской академии в 1747 г.

 



 
PR-CY.ru