ГЕОРГИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ - Страница 2

Почтительно называет Аристотеля «ангелом природы», полагая, что Стагирит проповедовал бессмертие души, творение из ничего (ex nihilo) и последовательный монотеизм; даже считал, что философу было даровано знание догмата о Святой Троице. Трактат вызвал бурную полемику в интеллектуальных кругах Италии, известную как спор аристотеликов и платоников. Этот спор уходит корнями в интеллектуальную историю Византии, однако один из самых ярких эпизодов полемики начался в XV в., когда в 1439 г. Георгий Гемист Плифон во время Собора во Флоренции опубликовал трактат «О различиях Аристотеля и Платона» («De differentiis Aristotelis et Platonis»). Дискуссия продолжалась около 30 лет и окончилась в 1472 г., со смертью одного из главных ее участников – кардинала Виссариона. Практически все интеллектуалы того времени посчитали своим долгом высказать мнение по поводу предмета спора. Критика платонизма со стороны Георгия Трапезундского вызвала переосмысление философии Платона в последующие десятилетия (Академия Платона во Флоренции, Марсилио Фичино). Таким образом, Георгий Трапезундский вошёл в историю как яростный противник философии Платона и убеждённый сторонник Аристотеля. Один из самых образованных гуманистов, он защищал средневековую западную схоластику, в частности, схоластику доминиканцев. Высоко ставил Доминиканский орден, особенно двух его представителей – Альберта Великого и Фому Аквинского. Его восхищали изощрённые попытки доминиканцев примирить философию Аристотеля с христианством. По политическим взглядам Георгий Трапезундский был сторонником той формы республиканского правления, которая существовала в то время в Венеции, полагал, что отцы-основатели Венеции взяли за идеал теорию смешанного правления, описанную в «Законах» Платона, и в совершенстве воплотили этот идеал в жизнь. Он первым в период Ренессанса разработал концепцию идеального смешанного правления на примере Венеции, концепцию, которой суждено было переродиться в один из величайших мифов современной политической теории. Таким образом, классический политический миф о Спарте породил при посредничестве Георгия Трапезундского ренессансный политический миф о Венеции. Он утверждал, что изучение античных авторов полезно в качестве подготовки к политической деятельности, восхищался Цицероном, правда, несколько подменяя его идеал оратора-философа идеалом оратора-политика. На Георгия Трапезундского большое влияние оказало изучение эсхатологических пророчеств и астрологии. Некоторые из его произведений дают исследователям основания полагать, что он ощущал в себе пророческий дар. Георгий Трапезундский пытался предсказывать будущее Римским папам и, более того, полагал, что может предвидеть будущее всего человечества. В падении Константинополя (1453 г.) видел знак наступления последних времён и был уверен в том, что султан Мехмед II Завоеватель избран Богом для того, чтобы покорить весь мир и объединить человечество в «одной вере, одной Церкви и одном царстве». Желая помочь Мехмеду II, Георгий Трапезундский посылал ему письма и трактаты.

 



 
PR-CY.ru