Словарь по христианству Г ГЕОРГИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ

ГЕОРГИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ

ГЕОРГИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ (1395 – около 1472/1473 гг.) – греко-итальянский учёный-гуманист. Уроженец венецианского Крита; прозвище Трапезундский получил потому, что из города Трапезунд происходил его прапрадед. Как писал Георгий Трапезундский, «…я не италиец, но критянин, хотя и имею прозвище Трапезундский». Около 1416 г. молодым, но уже образованным человеком эмигрировал в Италию. Наделённый лингвистическим талантом, Георгий Трапезундский в совершенстве овладел искусством устной и письменной латинской речи, что позволило ему не только сделать на чужбине блестящую карьеру, но и войти в круг итальянских гуманистов. В 1426 г. присоединился к католической церкви. Георгий Трапезундский был горячим сторонником соединения церквей и принимал участие в Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1439 гг.). Летом или ранней осенью 1437 г., накануне Собора, он написал византийскому императору Иоанну VIII Палеологу (1425–1448 гг.) письмо, в котором предупреждал, что если уния не будет достигнута, то и Восточная, и Западная церкви обречены на уничтожение. В 1457 г., когда провал флорентийской унии уже стал очевиден, Георгий Трапезундский послал духовенству Крита трактат в поддержку миссии папского инквизитора Симона, который должен был добиться от греков выполнения обещаний, данных во Флоренции. Выступая как преданный апологет Западной церкви, он убеждал критских священников признать главенство папы Римского и принять Filioque. В Италии Георгий Трапезундский преподавал учёным-гуманистам греческий и латинский языки, поэзию и риторику. В 1440 г. ему удалось поступить на службу в папскую канцелярию в качестве писца. Через четыре года получил пост папского секретаря, который занимал до 1451 г. (при папах Евгении IV; 1431–1447 гг., Николае V; 1447–1455 гг. и Павле II; 1464–1471 гг.). Георгий Трапезундский пользовался покровительством пап и высокопоставленных членов курии, снискал славу одного из самых выдающихся учителей, преподающих studia humanitatis (набор дисциплин, куда входили грамматика, риторика, поэзия, история, моральная и политическая философия), и одного из лучших переводчиков с греческого. Гордился знанием латинского языка и считал себя лучшим латинским ритором среди современников. Свои сочинения, относящиеся ко многим областям знания, предпочитал писать на латыни. Обладая горячим темпераментом, яркий и амбициозный учёный, Георгий Трапезундский легко приобретал как поклонников своего таланта, так и врагов. Был непримиримым противником философии Платона, которую считал несовместимой с христианской верой и опасной для христианства. В 1457 г. написал один из самых известных трактатов – «Comparationes philosophorum Aristotelis et Platonis» («Сравнение философов Аристотеля и Платона»). Георгий Трапезундский не столько сравнивает философские учения Аристотеля и Платона, сколько противопоставляет их в качестве тезы и антитезы: с одной стороны, примиряет философию Аристотеля с догматами христианской веры, с другой – осуждает платонизм как учение, враждебное христианству. Догматы христианства являются теми критериями, с которыми он подходит к наследию великих античных философов, доказывает, что философия Аристотеля по всем пунктам созвучна христианской вере, и считает его посланным Богом для подготовки людей к принятию Священного Писания и пришествию Спасителя.

 



 
PR-CY.ru