ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ - Страница 3

Также на Руси между 1549 и 1551 гг. псковским книжником Василием (в монашестве Варлаамом) для «Минеи новым чудотворцам», канонизированным на соборах 1547 и 1549 гг., была составлена проложная редакция Жития Георгия Нового Кратовского и служба, являющаяся, подобно русской версии Жития, компиляцией службы Иоанну Новому. Сокращённая (проложная) редакция южнославянского Жития, представленная в двух списках, была создана неизвестным книжником не позднее первой трети XVII в. (младший из списков конца XVII – начала XVIII вв.) в утраченном ныне заглавии и в тексте содержит ту же дату мучения Георгия Нового Кратовского, что и русская редакция Жития, совпадали и их заголовки. В исследовательской литературе со времён российского филолога-слависта Александра Ивановича Яцимирского (1873–1925 гг.) высказывалось мнение, что эта южнославянская редакция Жития Георгия Нового Кратовского наряду с рассказом афонских монахов могла послужить источником русского, однако полное отсутствие в русской характерных реалий из южнославянской не позволяет исследователям принять эту точку зрения; справедливо критикует её и И.И. Калиганов. Георгию Новому Кратовскому вместе с Георгием Новейшим и Николаем Новым посвящена общая похвала мученикам софийским, составленная неизвестным жителем Софии во второй половине XVI в. О нахождении мощей Георгия Нового Кратовского в середине XVIII в. в церкви великомученицы Марины в Софии свидетельствует паломник из Сремски-Карловци Парфений Павлович, видевший их там в 1749 г. При неизвестных обстоятельствах частицы мощей Георгия Нового Кратовского оказались в трёх сербских монастырях: Студенице, Велика-Ремете и Дечанах. В Болгарии частица мощей святого хранится в Драгалевском монастыре. В конце XVI – начале XVII вв. частицы мощей Георгия Нового Кратовского были привезены в Москву и находились в трёх крестах-мощевиках, специально сделанных в кремлёвских мастерских. Первый хранился в Благовещенской домовой церкви русских царей (музеи Московского Кремля), два других предназначались для преподнесения царём Михаилом Фёдоровичем и великой княгиней Марфой Ивановной своему сыну и внуку Алексею Михайловичу (их судьба и современное местонахождение неизвестны). Как полагают исследователи, не все переданные частицы мощей Георгия Нового Кратовского были положены в кресты-мощевики. В описи келейной казны патриарха Филарета от 26 августа 1630 г. указана частица его мощей. Ещё в XIX в. ювелиры и кузнецы в Кратове, Пироте, Скопье и Софии считали Георгия Нового Кратовского своим покровителем. Со второй половины XIX в. в Балканских странах отмечаются случаи смешения его культа и замученного турками в 1838 г. новомученика Янинского Георгия. В 1915 г. в Кратове, а в 1924 г. по всей Македонии и в отдельных центрах Болгарии и Сербии отмечалось 400-летие мученической кончины Георгия Нового Кратовского.

 



 
PR-CY.ru