ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ - Страница 2

Согласно этой версии, Георгий Новый Кратовский родился в Софии у Иоанна и Марии. Когда ему исполнилось 25 лет, и он потерял родителей, турки решили обратить его в ислам. Расхваливая достоинства своей веры, они попытались надеть на голову юноши скуфью, которую он сорвал и проклял пророка. Его схватили, отвели к судье и потребовали казни. Судья, смягчённый красотой юноши, пытался уговорить его отказаться от Христа. Но Георгий Новый Кратовский остался непреклонен, за что был жестоко избит и подвергнут пыткам огнём. Христиане, бывшие свидетелями пыток, уговаривали его для вида уступить, а потом уехать из города и продолжать исповедовать родную веру, но он упрекал их в малодушии. После всех пыток, едва живого, турки бросили Георгия Нового Кратовского в огонь. Казнь произошла 26 мая 1514 г. Чтобы христиане не смогли потом объявить его останки св. мощами, палачи забросали костёр трупами животных, чтобы их кости смешались. Кончину Георгия Нового Кратовского сопровождали чудеса и знамения, которые напугали турок и заставили их разбежаться. Останки выкупил безымянный протопоп, который рассказал о происшедшем софийскому митрополиту Иеремии. Митрополит останки святого, чудесным образом не повреждённые огнём, поместил в раку и похоронил в церкви великомученика Георгия (во дворе современного дворца президента). Предваряет повесть предисловие о положении южных славян под турецким игом, которое составляет четвёртую часть от объёма повести. В отличие от Жития, написанного попом Пейо, в русской повести достоверны не сюжетные события, а предисловие, которое отражало взгляд митрополита Макария на политическую проблему того времени – взаимоотношения между православными и мусульманами. Повествование украшено диалогами с евангельскими цитатами, эпитетами, риторическими повторами и рифмованной речью. В истории создания русской редакции Жития Георгия Нового Кратовского, несмотря на выход в свет монографии Игоря Ивановича Калиганова (род. в 1946 г.), остаётся много неясного. Объяснения, данные исследователем по поводу расхождений фактов русской и южнославянской Житий (место рождения, происхождение и возраст мученика, даты кончины и памяти, место положения мощей и имя участвовавшего в погребении софийского архиерея), недостаточно аргументированы. Более вероятным исследователям представляется существующее в литературе мнение, что в рассказе афонских иноков, положенных в основу Жития, смешаны сведения о Георгии Новом Кратовском и о более позднем софийском мученике Георгии Новейшем, хотя при этом они не могут согласиться с точкой зрения Левкийского епископа Парфения, предложившего видеть в русской версии Житие Георгия Новейшего.

 



 
PR-CY.ru