ГЕДИМИН - Страница 7

Папа Иоанн XXII получил послание Гедимина (после освобождения крестоносцами литовского посла) осенью 1323 г. 1 февраля следующего года он обратился с письмом к властям Ордена, в котором, в частности, резко порицал их за то, что они мешают доминиканцам и францисканцам проповедовать Евангелие среди язычников-литовцев. Если такая практика будет продолжаться, папа угрожал им отлучением от церкви. В особом послании магистру Тевтонского ордена 1 февраля 1324 г. папа призывал его жить в мире с Гедимином после его крещения, обещая урегулировать все спорные вопросы в отношениях между Орденом и Литвой. Одновременно папа обратился с посланием к Гедимину. Иоанн XXII обещал прекращение столкновений с крестоносцами в случае принятия литовским великим князем христианства. Некоторые особенности послания говорят о том, что в Авиньоне, где тогда была резиденция папы, было не очень ясное представление о религиозных отношениях в Великом княжестве Литовском. Папа не знал точно, был ли Гедимин язычником или православным. Так, он призывал правителя Литвы оставить заблуждения «схизматиков» (православных) и обещал, что его легаты совершат над Гедимином обряд крещения, если он не был ранее крещён. В Ливонию были отправлены папские легаты Алетский епископ Бартоломео и аббат монастыря св. Теофрида Бернард. В инструкции, вручённой легатам, предписывалось не только крестить литовского князя и других язычников, но и позаботиться о возвращении их под власть Папского престола. 22 сентября 1324 г. легаты прибыли в Ригу, откуда направили к Гедимину послов. К этому времени внутриполитическая ситуация в Литовском государстве заметно обострилась. По сведениям, собранным папскими легатами, против крещения Гедимина выступили жители одной из главных литовских земель – Жямайтии, открыто угрожавшие восстанием. В этом вопросе совпали интересы язычников-жямайтов и властей Ордена. Поскольку крещение литовцев лишило бы Орден обоснований для завоевания литовских земель, власти Ордена, по сведениям, собранным послами легатов, предлагали знатным жямайтам «многие одежды» и другие дары, подстрекая их к восстанию. Против крещения Гедимина по католическому обряду выступили и его православные подданные. Имело значение и ещё одно важное обстоятельство. После распространения второй серии посланий Гедимина на собрании «чинов» Ливонии было принято решение вступить в переговоры с литовским правителем. 2 октября 1323 г. при участии представителей Ордена был заключён мирный договор между Великим княжеством Литовским, с одной стороны, и Ригой, католическими епископствами, наместником датского короля в Таллине и Орденом – с другой. Позднее по просьбе рижан его подтвердил папа, который дал епископу Эзеля полномочия налагать на нарушителей мира церковные санкции. Позднее прибывшие в Ригу папские легаты объявили этот мир обязательным не только для Ливонии, но и для Пруссии в течение четырёх лет.

 



 
PR-CY.ru