Словарь по христианству Г ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ

ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ

ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ (ум. на Пасху 1616 г.; память во вторник Светлой седмицы) – около 6 тыс. (по другим сведениям, около 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) монастырей, убитых по приказу иранского шаха Аббаса I в обители Воскресения Христова в Гареджи на Пасху 1616 г. Предание об избиении Гареджийских преподобномучеников было записано 22 июня 1868 г. совершавшим паломническую поездку в Гареджи историком Грузинской церкви Михаилом Павловичем Сабининым (1845–1900 гг.) со слов своего проводника, иеромонаха гареджийской Иоанно-Крестительской пустыни Герасима (ум. в 1870 г.), который подвизался в монастыре около 60 лет и застал насельников, знавших о событиях XVII в. по рассказам старцев. Разорив Тбилиси, иранский шах Аббас I отправился на охоту на юго-восток Грузии, в так называемые Караягские степи. Будучи уверенным, что «предал мечу» всю Грузию, шах был удивлён, увидев посреди степи множество огней. Узнав, что это гареджийские монахи совершают пасхальный крестный ход в монастыре Воскресения Христова (к югу от лавры св. Давида, за хребтом), шах приказал немедленно убить всех. Иранское войско встретил настоятель монастыря Арсений, которому перед пасхальной утреней явился ангел и повелел объявить собравшимся в обители о близкой смерти, предложив выбор: «Кто хочет спасти свою жизнь, пусть бежит или скрывается». Арсений со слезами просил воинов шаха позволить братии дослужить литургию и принять Святых Таин. После окончания службы все монахи облачились в мантии и вышли к персам, произнеся отречение от власти шаха и веры Магомета. Они были изрублены, тела их выброшены на съедение птицам и зверям, обитель и несколько соседних с ней разорены. В одной из церквей Воскресенского монастыря воины обнаружили старца-схимника, совершавшего богослужение. Чтобы не допустить поругания Святых Таин, он немедленно принял Святые Дары, после чего был обезглавлен. Имя его осталось неизвестным. До настоящего времени следы его крови видны на каменном престоле, куда воины положили главу св. схимника, на потолке и стенах маленькой церкви, равно как и множество пятен крови других мучеников в церквах Воскресенской обители. Предание повествует, что на изрубленные тела мучеников опустились три светоносных столпа и стояли над местностью Гареджи на протяжении трёх дней. Из всей братии решили спастись бегством только два послушника. Они увидели столпы света и множество благоухающих венков роз, спускавшихся на землю, отдельно от которых парили два венка, возвращающиеся на небо. Раскаявшись, юноши вернулись обратно и, встретив на пути иранских воинов, были усечены на дороге между обителями св. Давида и св. Иоанна Крестителя, напротив монастыря св. Иакова Персянина. М.П. Сабинин был свидетелем чудес, происходящих от источающей благоухание тёмно-малиновой розы, выросшей на этом месте и цветущей до конца июня посреди выжженной пустыни. Все попытки монахов пересадить её в более подобающее место оканчивались неудачей. При грузинском царе Арчиле II кости Гареджийских преподобномучеников были собраны и уложены в одной из церквей обители. По свидетельству М.П. Сабинина, в каменной стене одной из церквей необитаемой ко второй половине XIX в. обители Моцамети (т.е. Мученическая), откуда пострадало наибольшее число монахов, сохранялись мироточащие мощи мучеников. Новая братия Гареджи в середине XVIII в. ходатайствовала перед католикосом Антонием I о составлении службы Гареджийским преподобномученикам и об установлении празднования их памяти во вторник Светлой седмицы, на третий день Пасхи. К Гареджийским преподобномученикам обращаются с молитвой о сохранении грузинского народа, а также об ограждении от нашествия врагов.

 
PR-CY.ru