ГАГАРИН Григорий Григорьевич

ГАГАРИН Григорий Григорьевич (1810–1893 гг.) – русский князь, художник, архитектор, график, вице-президент Академии Художеств, член учёных обществ, коллекционер. Из семьи дипломата, с 1816 г. жил с родителями в Париже, с 1822 г. – в Риме, где брал уроки живописи у Карла Павловича Брюллова. Учился в колледже Толомеи в Сиене (1822–1826 гг.), с 1829 г. состоял актуариусом при русском посольстве в Париже. Посещая лекции по строительству и архитектуре в Сорбонне, музеи и мастерские художников, Г.Г. Гагарин увлёкся офортом и книжной иллюстрацией (рисунки и гравюры этого периода хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее). Накануне июльской революции 1830 г. во Франции перебрался в Италию, в апреле 1832 г. – в Санкт-Петербург, где был определён в Азиатский департамент МИДа, в 1833 г. пожалован в камер-юнкеры. В 1834–1837 гг. служил в русском посольстве в Константинополе, ездил в экспедиции по Малой Азии для ознакомления с памятниками искусства и архитектуры, в 1837–1839 гг. служил при русском посольстве в Мюнхене. В 1840 г. откомандирован на Кавказ, где участвовал в военных действиях, занимался введением нового гражданского устройства в Закавказье; с 1858 г. – генерал-майор. Награждён орденами св. Анны третьей степени с бантом (1841 г.), св. Станислава третьей степени (1841 г.), св. Владимира четвёртой степени (1855 г.), св. Владимира третьей степени с мечами (1856 г.). В 1830–1840 гг. Г.Г. Гагарин выполнил ряд книжных иллюстраций к произведениям Александра Сергеевича Пушкина («Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и др., 1832–1833 гг.), Владимира Александровича Соллогуба («Тарантас», 1845 г.). На Кавказе был тесно связан с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, совместно с которым исполнил ряд акварелей («Валерик», «Схватка в горах», 1840, Русский музей). В 1848 г. был назначен в распоряжение главнокомандующего Кавказским корпусом графа Михаила Семёновича Воронцова, с тем чтобы «был употреблён в научном и артистическом отношении». В 1848–1855 гг. жил в Тифлисе, принимал активное участие в культурной жизни Грузии. Г.Г. Гагарин реставрировал фрески собора в Мцхете, в 1853–1854 гг. укреплял старую живопись и выполнил новые росписи в византийском стиле в соборе Сиони (Успения Пресвятой Богородицы) в Тифлисе, впервые в России применив энкаустический способ живописи (росписи утрачены в 1992–1993 гг.). Занимался реставрацией, в том числе Анчийского Спаса. По свидетельству грузинского историка Платона Игнатьевича Иоселиани (1809–1875 гг.), Г.Г. Гагарин реставрировал миниатюру с портретом Шота Руставели (XV в. (?), музей искусств Грузии) из рукописи «Витязь в тигровой шкуре» (так называемый список Зазасеули, XVII в.), исследовал процесс влияния византийского искусства на грузинскую и армянскую архитектуру. Его теоретические разработки нашли воплощение в архитектурных проектах, которые были использованы при сооружении военного собора и гимназической церкви в Тифлисе, церквей в Дербенте, Кутаиси, Шуше, Екатеринодаре, Алагире, оперного театра в Тифлисе (совместно с архитектором Джованни Скудьери). Г.Г. Гагарин создал графические портреты представителей грузинской аристократии (М.К. Орбелиани, Д.А. Чавчавадзе, 1840 гг., Русский музей), виды старого Тифлиса, пейзажи, картины на сюжеты из повседневного городского быта, серию этнографических зарисовок, живописные полотна («Сражение при Ахатли», 1841 г., Русский музей; «Свидание генерала Клюкке фон Клюгенау с Шамилем», 1849 г., Третьяковская галерея, и др.).

 



 
PR-CY.ru