ГАВРИИЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ КСАНФОПУЛОВ

ГАВРИИЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ КСАНФОПУЛОВ (первая половина – середина XV в.) – иеромонах, доместик, византийский музыкальный теоретик, мелург, автор музыкально-теоретического трактата «О знаках и интервалах в церковном пении и (о) их этимологии» (существуют и другие варианты заглавия), названный в рукописи XVI в. иеромонахом и доместиком из монастыря Ксанфопулов; отождествляется исследователями с мелургом, упомянутым в рукописи конца XVI – начала XVII в. Монастырь Ксанфопулов, основанный в Константинополе, как полагают исследователи, в конце XIV в., являлся одним из певческих центров: с ним связана деятельность ещё двух мелургов XV в. – иеромонахов Герасима и Марка (впоследствии митрополита Коринфского). Согласно сообщению епископа Порфирия (Успенского), в одной из афонских рукописей было указано, что Гавриил составил музыкально-теоретический трактат, когда находился в ссылке в Риме. В рукописной традиции Гавриил именуется «философом», а также «изумительным и сладчайшим», иногда смешивается с иеромонахом Гавриилом из Анхиала. Французский музыковед Жан Батист Тибо (1872–1938 гг.) ошибочно отождествлял этого Гавриила с переписчиком рукописей, который жил в последней трети XVI в. (ему же принадлежат рукописи, в которых содержатся музыкальные творения Гавриила). Самым ранним списком трактата Гавриила является рукопись Иоанна Плусиадина (впоследствии Мефонский епископ Иосиф) конца XV в. В сочинении Гавриила, которое предназначалось не для мелургов или теоретиков, а для исполнителей, рассматриваются интервальные знаки, знаки выразительности и их этимология, объяснение мелодических фигур при помощи хирономии, учение о гласах. В изложении теории звука он пользовался философской терминологией аристотелевской школы и подвергал критике примитивные интерпретации, которые использовались в протеориях Пападики. Так, он различает для каждого гласа познаваемый и являемый виды. В сравнении с написанным несколько позднее и посвящённым фторам трактатом Мануила Хрисанфа о них в сочинении Гавриила говорится кратко, что объясняется учебной направленностью последнего. Он также кратко касается понятий «метрофония» и «параллаги», появившихся в период калофонического пения (более широкое освещение они получили в руководствах поствизантийского периода). В рассмотрении калофонического пения Гавриил ограничивается практическими указаниями для певца сообразно с его голосовым регистром; этим подтверждается и относительная звуковысотная характеристика гласов. По его мнению, совершенный певец должен не только мастерски владеть искусством исполнения песнопений, но и быть знатоком нотации как для грамотного воспроизведения распевов, так и для их составления. Как мелургу Гавриилу принадлежат стихиры на Рождество Иоанна Предтечи «Прииде глас благодати» второго гласа, на Преображение Господне «Мрак законный» четвёртого плагального (восьмого) гласа, по 50-м псалме «Множество содеянных» второго плагального (шестого) гласа, анаграмматизмы на праздники, калофонические стихи, в том числе «И радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2:11), стих «Вкусите и видите» с кратимой второго гласа, позднее «украшенной» протопсалтом Великой церкви Феофаном Кариком (впоследствии Константинопольский патриарх, конец XVI в.). В рукописях сохранились различные кратимы Гавриила: второго гласа, четвёртого плагального гласа и др. Ему принадлежат также теретизмы  и матимы. Ряд сочинений византийского периода надписаны как творение иеромонаха Гавриила без какого-либо уточнения: ихима второго гласа, сокращённая Иоасафом Новым Кукузелем, кратимы, ирмос девятой песни канона Недели о блудном сыне «От земнородных кто слыша» второго гласа, ирмосы катавасий Рождества Христова с ихимами, стихира на Вознесение Господне «Отеческих недр не разлучився» второго плагального гласа, воскресный причастен «Хвалите» четвёртого плагального гласа.

 
PR-CY.ru