ГАВРИИЛ, Домецкий - Страница 2

Главными являются труды, созданные во время пребывания в Симоновом и Иверском монастырях. «Киновион, или Изображение иноческого общего жития...» (1683 г.) представляет собой повествование о предпочтительности общежительства в монастырях, содержит размышления о монашеских добродетелях – нищете, чистоте, послушании. В сочинении «О звании во иночество» (1683 г.) описаны преимущества монашеского чина в духовном совершенстве и указаны средства его достижения. Вопросам нравственного облика монаха, управления монастырём посвящены также «Уставы Симонова монастыря» (1683–1690 гг.), «Чин общежительный… Симонова монастыря» (1690 г.), «Ярем благий» (1694 г.) и др. «Учение всегдашнее монастырское» (1683 г.) является своеобразным келейным уставом с разъяснением распорядка дня, правил поведения, послушаний монашествующих. Гавриил выступает как сторонник строгой дисциплины, но при этом допускает послабления в аскетическом образе жизни. В «Размышлении на семь дней о семи добродетелях» (1683 г.) и «Образе благоговейного размышления горького страдания Иисуса Христа» (1697 г.) излагаются эпизоды земной жизни Спасителя, память о которых побуждает стремиться к духовному совершенству. Перу Гавриила также принадлежат поучения «Слово о пьяницах» (1680 гг.), «Учение о смерти» (1689 г.; советы здоровому, больному и умирающему человеку), «Путь к вечности» (1690 г.; о загробном мире, двенадцати способах спасения: о покаянии, постоянной готовности к смерти, презрении к земным радостям, частом причащении, терпении скорбей, молитве, милостыни, презрении к самому себе, беззлобии, частом размышлении о страданиях Христа, страхе Божьем, укрощении плотских похотей) и др. Гавриил является составителем «Вертограда духовного» (1685 г.) – переводного сочинения, содержащего призыв к молитве и рекомендации, о чём думать в различных жизненных ситуациях. Другую группу его произведений представляют полемические труды, созданные в начале XVIII в. и посвящённые вопросам Пресуществления Святых Даров, отношения к Римской церкви, к украинскому духовенству. Взгляды Гавриила на эти вопросы отразились в письмах Новгородскому митрополиту Иову, в замечаниях на книгу «Остен». Автор изучал польскую и латинскую литературу, в богословской полемике рубежа XVII–XVIII вв. принадлежал к «латинской партии», был сторонником Сильвестра (Медведева) в споре о Пресуществлении Святых Даров, защищал украинское духовенство, указывал на некоторые общие моменты в учениях православной и католической церквей, призывал к сближению с католиками. В то же время в 1681 г. дискутировал с Яном Белобоцким, отстаивая православное вероучение.



 
PR-CY.ru