ГАВРИИЛ - Страница 5

Образ Гавриила можно увидеть на созданной по благословению Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, иконе «Собор святых, в земле Российской просиявших», письма монахини Иулиании (Соколовой) конца 1920 – начала 1930 гг. и начала 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры) в группе западнорусских чудотворцев, на первой – в красном одеянии, на второй – в белом, с крестом в руке; а также на повторениях этой композиции конца ХХ – начала XXI в. В современном церковном искусстве встречаются преимущественно ростовые изображения святого в белой рубашке, иногда с оплечьем, в руке – крест (роспись 1988 г. В. Александрова в кафедральном соборе Николая Чудотворца в Калининграде); некоторые написаны на красном фоне, что подчёркивает тему мученичества (образ 1989 г. работы Ивана Кислицына, частное собрание); одна из икон – Гавриил в молении Иисусу Христу на фоне храма, создана в иконописной мастерской «Диво» при церкви Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве; иконы выполнены в древнерусской стилистике. В произведениях учеников иконописного училища в Бельске-Подляски (Польша) на основе традиционной иконографии разработаны два новых извода; первый при содействии московского иконописца Александра Михайловича Соколова: Гавриил представлен в светло-розовой рубашке до колен, босым, на позёме с травкой (иногда с колосьями), с крестом в правой руке и раскрытой левой ладонью, с короткими волнистыми волосами и маленькой чёлкой, в лике сохраняется сходство с живописными иконами XIX – начала XX в., надписи сделаны на славянском языке. К этому типу относится ряд икон 1990 гг.: образ работы А.М. Соколова, из храма Святой Софии в Белостоке, образ, написанный священником Андреем Бородой из Грузии к перенесению мощей (находится над ракой святого в кафедральном соборе Николая Чудотворца в Белостоке), иконы М. Ющук в церкви Успения Богородицы в деревне Чиже и Д. Сидорчука в храме апостола Иоанна Богослова в Супрасльском монастыре. Второй, поясной, извод, созданный с помощью Валентины Тихоновны Ждановой из Санкт-Петербурга, отличается более иконописным решением личного, как на иконах конца XX в. Гжегожа Зинкевича (церковь Николая Чудотворца, село Беловеж), монахини Иларии (Пытель; женский монастырь св. Марфы и Марии на Св. горе Грабарке), И. Ивановец (церковь архангела Михаила в Бельске-Подляски). Автором нескольких икон, находящихся в монастырях Белостока и Супрасля, является епископ Бельский Григорий (Харкевич). Образ Гавриила со сложенными на груди крестообразно руками представлен на иконе с частицей его мощей конца XX в. письма монахини Гавриилы (Койло) на старой раке в женском монастыре Рождества Богородицы в Белостоке, а также на мраморном рельефном образе на крышке современной раки с мощами – работа конца 1990 гг. мастеров Г. Григорчука и Я. Талуца из Белостока. Помимо «бельского» иконографического типа сохраняется и живописный, «заблудовский», вариант изображения мученика, например, на иконе с частицей мощей конца XX в. из придела Гавриила в Троицком соборе Хайнувки. Маленькая фигурка св. младенца введена в композицию «Собор Белорусских святых» на иконах конца XX – начала XXI в.



 
PR-CY.ru