ГЕДЕОН, Балабан (Балобан) Григорий Маркович - Страница 3

После смерти С. Будзины типография перешла в собственность Ф.Ю. Балабана, который осуществил издание Требника (1606 г.). В Стрятине начал работать типограф Павмо (Берында). Ещё одна типография была создана в селе Крылос под Галичем. Она принадлежала Гедеону Балабану, при поддержке Львовского Успенского братства выпустила Учительное Евангелие. Деятельность этих типографий включала тщательную текстологическую подготовку изданий: местные рукописи сверялись с русскими, сербскими, молдавскими и валашскими книгами, образцы богослужебных книг были присланы и из Константинополя местоблюстителем Патриаршего престола Александрийским патриархом Мелетием I Пигасом (1590–1601 гг.). В случае разночтений Гедеон Балабан либо опирался на современный греческий текст, либо выбирал тот вариант, который был широко принят на украинско-белорусских землях. Готовились к изданию Псалтирь, труды Иоанна Златоуста, «славянская исправленная Библия». После смерти Ф.Ю. Балабана (1606 г.) и Гедеона Балабана стрятинская типография была выкуплена киевским Богоявленским братством, имущество крылосской перешло в собственность Львовского Успенского братства. В своей деятельности Гедеон Балабан допускал многочисленные злоупотребления, что, впрочем, было характерно для церковной и общественной жизни того времени: назначал на должности в епархии своих родственников, применял физическую расправу по отношению к противникам, обращался в светский суд по духовным вопросам, что запрещалось соборными постановлениями. В 1592 г. при помощи Тырновского митрополита Дионисия изготовил две фальшивые грамоты, будто бы написанные Константинопольским патриархом. В грамотах осуждалась деятельность Львовского Успенского братства и Киевского митрополита, который обвинялся в том, что вмешивался в дела чужой (Львовской) епархии, разрешал служить литургию второбрачным и вдовым священникам и проч., грамоты содержали требование избрать нового митрополита. Фальшивки были разоблачены, однако их авторы не понесли наказания. Не получив поддержки в борьбе за упрочение собственной власти ни от Константинопольского патриарха Иеремии, ни от светских властей Речи Посполитой, Гедеон Балабан стал одним из инициаторов «избавления от неволи» со стороны Константинопольского патриарха и заключения унии Киевской митрополии с католической церковью, участвовал во всех обращениях западнорусских епископов к папе и королю до июня 1595 г. Перед угрозой заключения унии Львовское братство было вынуждено прекратить борьбу со своим архиереем, и Гедеон Балабан перестал участвовать в унийных инициативах. 9 июня 1595 г. в присутствии князя Константина Константиновича Острожского примирился с братством, заявил, что «нигды... не позволял на тое отступленье», и дал письменное обязательство «мощью стать» против унии. 1 июля последовало его публичное заявление во владимирском городском суде в присутствии князя К.К. Острожского, что он ничего не знал о переговорах об унии, и что сторонники унии воспользовались чистыми бланками с его подписями. Гедеон Балабан и Перемышльский епископ Михаил (Копыстенский) присутствовали на православном Соборе в Бресте в октябре 1596 г., который возглавлял экзарх Константинопольского патриарха протосинкелл Никифор, и подписали все соборные деяния.

 



 
PR-CY.ru