Словарь по христианству Г ГОНДАР

ГОНДАР

ГОНДАР, Гондэр – город на севере Эфиопии (население свыше 43 тыс. человек, по данным середины 1990 гг.), основанный в 1636 г. эфиопским царём Василидом (1632–1667 гг.). Теснимый продвижением племён язычников оромо на территории эфиопского христианского царства, Василид решил отказаться от кочевого образа жизни прежних царей и создать в Гондаре постоянную царскую столицу городского типа, вторую в истории Эфиопии после падения Аксумского царства (около IX в.), с возведением каменного дворца, что было невиданным новшеством. Таким образом, начался новый период в истории эфиопской феодальной монархии, получивший название Гондарского царства и длившийся около 130 лет. В столице появился обширный комплекс каменных дворцов царской резиденции, окружённый стеной; разрабатывался сложный и пышный придворный церемониал, упорядочивалась традиция официальной историографии. Гондарские цари, занимаясь храмовым строительством, старались возводить в городе и вокруг него каменные церкви и соборы, одноимённые древним знаменитым храмам, такие как Дэбрэ-Берхан-Селласе (освящён при царе Иясу в 1694 г.), учреждали при них школы богословия; в местности Азэзо близ Гондара, где находились основанные ещё царём Сисиннием в 1621 г. храм и обитель иезуитов, был переведён в 1636 г. монастырь Дэбрэ-Либанос – центр могущественной монашеской конгрегации, учреждённый эфиопским св. Такла Хайманотом на рубеже XIII и XIV вв., в Гондаре была выстроена резиденция для её главы – эччеге. В столицу перенесли и резиденцию митрополита. Гондар стал крупнейшим центром караванной торговли, которой традиционно занимались мусульмане, и в городе для них был выделен специальный «мусульманский квартал». Свой квартал получили и эфиопские иудействующие (фалаша), которые составляли большинство ремесленников в городе. Развивалась традиционная книжная культура и церковная живопись. Эфиопские цари, бо́льшую часть времени проводившие в столице, постепенно утрачивали контроль над наместниками в отдалённых провинциях, и те стали превращаться в наследственных правителей, обладавших на местах большей властью, нежели их гондарский царь. Именно тогда в народе родилась пословица: «Не гондарский царь, а местный володарь». Этот регионализм скоро приобрёл не только политический, но и церковный характер, потому что в христологических спорах, раздиравших Эфиопскую церковь в XVII–XVIII вв., области придерживались разных богословских позиций. В результате регионализм победил; к середине XVIII в. гондарские цари стали простыми марионетками в руках могущественных правителей областей, новая эпоха получила в эфиопской летописной традиции характерное название «время князей». Это время стало концом Гондарского царства. В 1855 г. царский престол захватил узурпатор Теодрос II (1855–1868 гг.). В декабре 1866 г. он сжёг город и покинул его навсегда. После этого Гондар даже формально перестал быть столицей. Его преемник царь Иоанн IV (1872–1889 гг.) забрал митрополита и эччеге в свою ставку. За полтора года (с января 1888 г. по июнь 1889 г.) махдисты дважды захватывали Гондар, сожгли его и увели жителей в рабство, к концу XIX в. население города не превышало 1 тыс. человек. С основанием в 1886 г. новой столицы Эфиопии (Аддис-Абебы) Гондар окончательно превратился в провинциальный эфиопский городок с населением несколько тыс. человек. 1 апреля 1936 г. итальянские фашисты оккупировали Гондар, и пять лет город был административным центром провинции Амхара, в результате чего население выросло до 14 тыс. человек, из которых итальянцы составляли 2 тыс. После освобождения страны в 1941 г. Гондар стал центром эфиопских провинций Бэгемдыр и Сымен. В городе в 1953 г. был открыт медицинский колледж, с 1969 г. с помощью ЮНЕСКО началась реставрация исторических памятников, постепенно развивается туризм. Революционные события 1974 г. привели к ухудшению положения в стране, после падения режима Менгисту Хайле Мариама в мае 1991 г. ситуация изменилась к лучшему.

 
PR-CY.ru