ГАССАНИДЫ - Страница 4

Во время раскопок резиденции омейядских халифов Каср аль-Хайр аль-Гарби найдены остатки яковитского монастыря, сооружённого, судя по надписям, аль-Харисом ибн Джабалой в 559 г. Больше всего построек, приписываемых Гассанидам, локализовано в Сергиополе (Эр-Русафе). Возведение церкви (или претория) за северными воротами города аль-Мунзиром подтверждено эпиграфически. Арабо-мусульманская традиция связывает с Гассанидами ремонт старых и строительство новых водосборных цистерн в Сергиополе. Гассаниды внесли значительный вклад в становление арабской культуры. Они, как это традиционно было принято у бедуинских вождей, покровительствовали поэтам (например, Лабиду и ан-Набигу аз-Зубйани). В землях, подвластных Гассанидам, наряду с Эль-Хирой Лахмидов, происходило формирование арабского письма. Царь аль-Харис упомянут в древнейшей датированной надписи, выполненной арабским шрифтом – 4-строчными граффити, вырезанными его подданным в 423 г. в провинции Аравия (528–529) на горе Усайс, примерно в 100 км к востоку от Дамаска. После распада царства Гассанидов эта династия сохраняла некоторое влияние до прихода ислама. Отдельные представители племени гассан, прибыв к Мухаммаду, добровольно приняли новую веру, но массовой исламизации племени не произошло. Последнему джафнидскому царю Джабале ибн аль-Айхаму (633–636 гг.) пришлось от имени императора Ираклия I (610–641 гг.) вести переговоры с делегацией вторгнувшихся в Сирию мусульман. Отстаивая интересы Византии, он воспринимал арабов-завоевателей не столько как иноверцев, сколько как варваров, стоявших ниже его по социально-культурному уровню. Переход Джабалы вместе с отрядом арабов-христиан на сторону мусульман на третий день битвы на реке Ярмук (22 августа 636 г.) и обращение в ислам были обусловлены прагматическими соображениями: осознанием неизбежности поражения византийцев из-за раздоров среди высшего командования и желанием разделить с мусульманским войском плоды победы. Однако эгалитаризм раннего ислама оказался для Джабалы неприемлемым: когда халиф Омар (Умар) ибн аль-Хаттаб потребовал от него возместить ущерб оскорблённому им рядовому бедуину, тот бежал в Константинополь, раскаялся, вернулся в лоно христианства, был прощён и поселился в Малой Азии. Большая часть племени гассан последовала за своим предводителем, а территорию его расселения заняло крупное племенное объединение тайитов.



 
PR-CY.ru