ГУДИТ

ГУДИТ – предводительница одного из народов Эфиопии, по преданию разорившая Аксум в X в. и преследовавшая живших там христиан. В эфиопских рукописях (частично изданных С. Хабле Селассие) сохранилось несколько вариантов легенды о Гудит, которые сходятся на том, что она относилась к царскому аксумскому роду (по одной из версий, внучка царя Вэдэма Асфаре), а по красоте не уступала царице Савской. По легенде, Гудит соблазнила юного диакона аксумского собора Богоматири Сионской, согласившегося за ночь, проведённую с ней, подарить ей золотые сандалии. Он сделал их из золотой завесы, пожертвованной собору царями Абрэхой и Ацбэхой. Когда святотатство обнаружилось, диакон был оправдан, потому что было признано, что противиться красоте Гудит выше человеческих сил. Гудит наказали, отрезав ей правую грудь, и изгнали за пределы царства. Царь одной из расположенных к северу стран (Эш-Шам), иудей Зенобис, взял её в жёны, и она, приняв веру супруга, стала склонять его к походу против обидчиков. Удобный момент представился, когда аксумский царь Дагнайан вместе с войском погиб, заблудившись в пустыне. Гудит сполна насладилась местью: Аксум был разграблен, собор Богоматери Сионской сожжён, христианские церкви по всему царству закрыты. Ковчег Завета вместе со священниками и дэбтэра находился в изгнании сорок лет, вплоть до смерти Гудит и воцарения Анбасса Вэдэма. На основании этой и подобных легенд о Гудит, а также геэзского варианта её имени – Йодит, совпадающего в эфиопской традиции с именем библейской Юдифи, ряд исследователей (от Дж. Брюса до Севира Борисовича Чернецова) рассматривали Гудит как царицу фалаша. Однако обоснованные сомнения в её конфессиональной принадлежности выражал ещё Карло Конти Россини (1872–1949 гг.). В частности, до настоящего времени остаётся открытым вопрос, существовала ли в X в. эта жидовствующая секта. Возможно, Гудит была предводительницей одного из языческих народов, населявших территорию современной Эфиопии, тем более что в неэфиопских источниках нет указаний на иудаизм царицы, разорившей Аксум. Так, арабо-мусульманский классический географ Ибн Хаукаль (ум. около 977 г.) сообщал, что в Абиссинии много лет правила женщина, завоевавшая эту страну и убившая её царя; арабо-коптский автор Маухуб ибн Мансур ибн Муфрах (ум. около 1088 г.) отметил в продолжении «Жизнеописаний отцов-патриархов», что при Александрийском патриархе Филофее царица бани-ль-хамуйа напала на Абиссинию, взяла в плен множество людей, сожгла много городов, разрушила церкви, и царь, спасаясь, бежал от неё. Эти независимые друг от друга источники – главный аргумент, подтверждающий наличие у Гудит реального исторического прототипа, однако уверенно локализовать её «царство» на их основании исследователи считают невозможным. Попытка К. Конти Россини идентифицировать бани-ль-хамуйа с народом «великий Дамот», жившим к югу от Голубого Нила и к западу от Шоа, не является общепризнанной. Вызывает сомнения и гипотеза С. Хабле Селассие, связавшего легенды о Гудит с борьбой за древний торговый путь из земли Сасу, по которому в Аксум ввозилось золото.

 
PR-CY.ru