ГЕЭЗ

ГЕЭЗ – классический эфиопский язык, литургический язык Эфиопской церкви, остававшийся единственным литературным языком христианской Эфиопии до рубежа XIX и XX вв. Принадлежит к южнопериферийной подгруппе семитской группы афразийской (семито-хамитской) языковой семьи. Вместе с языками тигринья и тигрэ исследователи его причисляют к северным эфиосемитским языкам (к южным эфиосемитским относят амхарский, гураге, харари, аргобба и гафат). За пределами Африканского Рога наибольшей близостью к геэзу отличаются сабейский и арабский языки. Признаков существования в геэзе диалектов исследователи не засвидетельствовали. Название языка происходит от этнонима, обозначавшего один из народов Аксумского царства; под влиянием греческого средний гортанный звук в нём исчезает в аксумских надписях, выполненных южноаравийским письмом. В средневековом геэзе он сохранился в выражении «страна геэзов», т.е. Эфиопия. Использование слов, производных от этого корня, в значении «свободный человек», очевидно отражавшем высокий социальный статус этого народа, является вторичным. Кроме того, слово «геэз» обозначает первый порядок эфиопского силлабария и один из трёх видов литургического пения в Эфиопской церкви (наряду с арарай и эзль). Хотя некоторые характерные особенности фонетики и морфологии геэза обнаружены в высеченных южноаравийским письмом эфиосабейских текстах VIII–VI вв. до н.э., у исследователей нет достаточных оснований полагать, что они отражают разговорный язык, являвшийся прямым предком геэза. Аксумский геэз представлен эпиграфическими памятниками и монетными легендами, составленными между начало III и VII–VIII вв. Самая ранняя поддающаяся датировке надпись на геэзе, принадлежащая аксумскому царю Гадаре, лаконична и малопонятна (RIE 180), как и остальные тексты на этом языке, которые предшествуют правлению царя Эзаны (середина IV в.). Все они выполнены эфиопским консонантным письмом, которое произошло от местной курсивной разновидности южноаравийского шрифта. Как полагают исследователи, под влиянием раннего индийского письма кхароштхи при Эзане, ещё до принятия христианства, был разработан оригинальный силлабарий, в котором основное начертание эфиопского знака (первый порядок) стало передавать сочетание «согласный + краткий a», а шесть его модификаций (порядки со второго по седьмой) – сочетания этого согласного с «u», «i», долгим «a», долгим «e», сверхкратким «e» (либо нулевым гласным) и «o». При том же царе слегка видоизменённые греческие буквы стали использоваться для передачи цифр.

 



 
PR-CY.ru