Словарь по христианству Г ГАДАРА

ГАДАРА

ГАДАРА (Гадура, Гедара) – правитель, превративший Аксумское царство в сильную красноморскую державу; вместе с преемниками заложил геополитическую основу для его быстрой христианизации в IV в. Его правление исследователи датируют приблизительно началом III в. Гадара активно включился в борьбу за гегемонию над Южной Аравией, которую уже около 100 лет вели крупнейшие государства этого региона: Саба, Химьяр и Хадрамаут. Заключив союз с сабейским царём Алханом Нахфаном на рубеже II–III вв., способствовал формированию сабейско-хадрамаутско-аксумской коалиции против Химьяра, которая оказалась недолговечной. Когда новый сабейский царь Шар Аутар, сын Алхана Нахфана, направил посольство к Гадару, речь шла уже не о союзе, а о попытке избежать вооружённого конфликта. Несмотря на дипломатические усилия, столкновения аксумитов и сабейцев происходили в Наджране, а также в северо-западных и западных районах Йеменских гор. В это же время или несколько позже аксумский полководец Байга, носивший титул «сын негуса» и, по-видимому, являвшийся сыном и наследником Гадара, занял химьяритскую столицу Зафар, но вскоре был выбит оттуда. Базой для боевых действий аксумитов стало красноморское побережье Йемена (так называемая Тихама), где ряд территорий перешёл, очевидно, под их постоянный контроль. Политику Гадара в Южной Аравии продолжили сменившие его на престоле цари Аксума. Титул «царь абиссинцев (хабаша) и аксумитов», под которым Гадар известен в одной из сабейских надписей, по мнению исследователей, указывает на два основных этнических элемента, составлявшие ядро Аксумского царства в тот период. Однако более краткая раннегеэзская титулатура Гадара («негус Аксума») подобную информацию в себе не несёт. Надпись RIE 180 на сакральном объекте (скипетре?) из Адди-Галамо, в которой приведена эта титулатура, содержит единственное упоминание Гадара в аксумской эпиграфике и считается одним из самых ранних текстов на геэзе. Таким образом, именно при Гадаре этот язык, впоследствии ставший литургическим языком Эфиопской церкви, наряду с греческим получает в Аксуме статус официального. Исследователи сожалеют, что RIE 180 пока не поддаётся пока удовлетворительному истолкованию из-за отсутствия аналогичных контекстов: встречающиеся в ней имена собственные одни исследователи склонны интерпретировать как имена божеств, другие – как названия горных проходов, занятых Гадарой.

 
PR-CY.ru