ГРАЧАНИЦА - Страница 3

В 1999 г. из Призрена в Грачаницу была перенесена кафедра митрополита Рашско-Призренского Артемия (Радославлевича). Титул «Липлянский» носит викарий митрополита Рашско-Призренского епископ Феодосий (Шибалич), кафедра которого находится в монастыре Дечаны. Храм построен около 1315 г. на месте однонефной церкви, заменившей в 1230 гг. раннехристианскую трёхнефную базилику. Это – одно из самых красивых церковных зданий сербской средневековой и поздневизантийской архитектуры. Исследователи предполагают, что его строителем был Никола, до этого работавший в Призрене (церковь Богородицы Левишки) и в Старо-Нагоричино (церковь великомученика Георгия). Прямоугольный в плане храм принадлежит типу вписанного креста; его крестообразное ядро (наос) окружено обходом, который на западе используется как нартекс, с севера и юга заканчивается парекклисионами; с востока выступают три апсиды с трапециевидными планами. Увенчанный пятью главами (над средокрестием и над четырьмя угловыми ячейками), храм представляет собой стройную пирамидальную композицию за счёт повышенных рукавов планового креста и пониженных углов. Прясла фасадов имеют позакомарное покрытие, обведены профилированными архивольтами. Фасады храма и апсиды украшены узкими окнами, помещёнными в обведённые архивольтами ниши. Главы храма имеют шлемовидные завершения на высоких 8-гранных барабанах с узкими окнами на каждой грани, установленных на 4-угольные основания, украшенные полуциркульными кокошниками. В интерьере доминирует центральное пространство с куполом, опирающимся на четыре столпа. Дополнительные опоры, установленные по линиям «север-юг» с центральными столпами, а также простенки между наосом и нартексом разделяют интерьер на отдельные ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами. Над западной частью храма помещены хоры. Экзонартекс, пристроенный к храму с запада (около середины XIV в.), лёгкими, строгими формами не нарушил красоту старого здания. Это прямоугольное в плане помещение, завершённое закомарами и увенчанное куполом на низком барабане, открытое с запада, севера и юга благодаря аркам, опирающимся на колонки, с люнетами над ними. Церковь, расписанная в 1320–1321 гг. в стиле раннепалеологовского искусства Сербии, является одним из памятников этого периода. Программа росписи – одна из самых сложных в православном мире XIV в. В ней объединены темы, связанные с освящением храма, королевской усыпальницы и кафедрального собора, и использованы схемы монументальных росписей, характерные для искусства эпохи Палеологов. Влияние литургической символики усматривается как в отдельных иконографических композициях, так и в расположении сцен.

 



 
PR-CY.ru