«ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» - Страница 5

Псалом 140 уже в глубокой древности стал широко употребляться для христианского вечернего принесения молитвы – в первую очередь, благодаря словам: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое, (а) поднятие рук моих – да будет (вместо) вечерней жертвы», в которых явно присутствует появляющаяся в книгах Премудрости и у пророков идея о том, что молитва может заменить собой жертву (в данном случае – вечернее жертвоприношение в иерусалимском храме). Псалом 141 продолжает тему моления с просьбой о защите от опасности (традиционно заглавие этого псалма (Учение Давида, его молитва, когда он был в пещере) соответствует такому толкованию). Псалом 129 также обращается к взысканию Божественного спасения и прощения и упоминает ночь как одно из времён молитвы. Заключительный псалом группы – краткий хвалебный Псалом 116, выбранный, возможно, в качестве ветхозаветного славословия, предваряющего христианское «Слава: и ныне». Классические святоотеческие толкования Псалма 140 даны в упомянутом комментарии Иоанна Златоуста, а также в толкованиях на Псалтирь Афанасия Великого и Феодорита Кирского. В стихирах на «Господи, воззвах» содержание псалмов в большинстве случаев не отражено. В большей части сохранившихся традиций восточного христианства Пс. 140 является частью группы вечерних псалмов. В армянском богослужении на вечерне поется группа псалмов 139, 140 и 141 (псалмы 139 и 141 могут быть поздним добавлением к армянской традиции, где также известно повторение стиха из Пс. 140:2 в определённые дни). В различных традициях сирийского христианства (яковиты, марониты, несториане) вечерние псалмы включают группу из псалмов 140, 141, 118:105–112 и 116 (в стихе из Пс. 118:105 говорится о «светильнике», что, возможно, и стало причиной выбора этого отрывка), к которой может прибавляться поэтический материал (в Церкви Востока до или после этой группы псалмов, в практике других сирийских церквей – только после неё). В эфиопской традиции Пс. 140 включён в праздничную вечерню как последний из трёх псалмов, составляющих основную часть этой службы. В коптской традиции, напротив, единственная связь Пс. 140 с вечерним богослужением – это использование одного–двух стихов с припевом «Аллилуия» в вечерней службе каждения. Насколько важной была роль Пс. 140 в традиционной вечерней службе западных церквей – исследователям менее понятно. Все богослужебные традиции кафедрального типа в Риме были поглощены монашеским обрядом, который со многими изменениями был зафиксирован в римском Бревиарии, использовавшемся до 1914 г.

 



 
PR-CY.ru