«ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» - Страница 2

«Правило повседневного псалмопения св. Саввы» указывает следующие припевы: для понедельника, вторника и четверга – Аллилуия; для среды и пятницы – короткие тропари (например, «Воззвах к Тебе, спаси мя. Спасе мира, помилуй нас»), которые на вечерне под воскресные и праздничные дни могли дополняться гимнографическими текстами (созданный на основе древних циклов этих текстов, к VII–VIII вв. получил широкое распространение жанр стихир на «Господи, воззвах»). Именно в такой форме «Господи, воззвах» содержится в палестинском Часослове (древнейшая сохранившаяся греческая рукопись IX в.), который лёг в основу круга суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам, в послеиконоборческую эпоху постепенно принятым повсюду в православном мире. Однако древняя иерусалимская богослужебная традиция знала употребление Пс. 140 вне группы из нескольких псалмов: согласно армянскому и грузинскому переводам древнего иерусалимского Лекционария, этот псалом использовался в качестве прокимна воскресной вечерни, а согласно «Правилу повседневного псалмопения св. Саввы», стихи из Пс. 140:1–2 пелись в качестве прокимна на литургии Преждеосвящённых Даров в пятницу. Своеобразно использованы псалмы 140, 141, 129 и 116 в одной из эфиопских версий Часослова, имеющей греческий (вероятно, палестинский) прототип. Здесь присутствуют стихи из всех четырёх псалмов, но строки из псалмов 129 и 116, с одной стороны, и из псалмов 140 и 141 – с другой, образуют две независимые группы, исполняемые вместе с гимнографическими произведениями, причём первая из них расположена в начальной части вечерни, а вторая (т.е. собственно «Господи, воззвах») – в заключительной. Типикон Великой церкви, отражающий практику константинопольского кафедрального богослужения IX–XI вв., использует Пс. 140 вне группы из нескольких псалмов как последний из начальных антифонов вечерни, предшествующих основной её части, совершаемой в храме. В отличие от других начальных антифонов антифон из Пс. 140 (как и антифон из Пс. 85, открывавший собой начальное псалмопение) был неизменяемым и исполнялся ежедневно; установление такого порядка псалмопения константинопольская традиция возводила к Константинопольскому патриарху Анфиму I (535–536; ум. после 560 г.). Псалом 140 имел значение входного антифона – во время пения псалма духовенство и вслед за ним народ совершали вход в храм в преднесении свечей и кадила; после входа в алтарь совершалось каждение храма. Псалом сопровождался короткими припевами-кекрагариями, часто основанными на тексте самого псалма, например: «Да исправится молитва моя пред Тобою, Спасе мира»; в начале пения псалма предстоятель читал молитву, в которой (в том числе) цитируются слова из Пс. 140:2, 4 (впоследствии влияние Студийского устава привело к значительному развитию кекрагариев к Пс. 140, а потом и к присоединению стихир к дополнительным стихам псалма).

 



 
PR-CY.ru