«ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»

«ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» – в православном богослужении группа псалмов 140, 141, 129 и 116, составляющая (вместе с добавляемыми к ним стихирами на «Господи воззвах») одну из основных частей вечерни. К IV–V вв. псалом 140, исполняемый в той или иной форме, вошёл в состав вечернего богослужения в большинстве христианских традиций Востока и Запада и нередко связывался с обрядами принесения вечернего света и каждения. В частности, в памятниках антиохийского богослужения он упоминается как вечерний псалом, например, в Апостольских постановлениях (около 380 г.). Иоанн Златоуст после небольшого вступления начинает свой комментарий на Пс. 140, составленный, вероятно, в конце антиохийского периода служения, с того, что называет этот псалом «поющимся ежедневно». Однако из приведённых свидетельств исследователям не ясно, исполнялся ли псалом самостоятельно или в составе группы из нескольких псалмов; в кафедральном богослужении Иерусалима и Константинополя (двух центров, оказавших в дальнейшем наибольшее влияние на богослужение православной церкви в целом), можно встретить примеры обеих практик. Один из древнейших памятников, где описано иерусалимское богослужение,  – «Паломничество» Эгерии (конец IV в.), – не содержит упоминаний о Пс. 140, но указывает предшествовавшее вечернему входу епископа псалмопение в течение долгого времени (вероятно, речь идёт не об одном, а именно о нескольких псалмах). В «Правиле повседневного псалмопения св. Саввы», сохранившемся в грузинской рукописи Часослова X в., но датируемом более ранним временем, на вечерне в будние дни положено петь псалмы 140 и 141, и есть указания на пение вслед за ними псалмов 129 и 116. Иерусалимский Часослов в той же рукописи (грузинский перевод греческого оригинала до 700 г.) не уточняет числа псалмов, исполняемых на «Господи, воззвах», но предписывает читать молитву в момент возжжения светильников, что имело место в начале пения «Господи, воззвах». Эта молитва частично совпадает с молитвой на возжжение светильников в иерусалимском Евхологии, но там нет указаний, что она читается во время вечерни. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем литургическую практику Святого града V–VII вв., упоминаются и песнопения, исполняемые на «Господи, воззвах» в праздничные и особые дни. Описание всенощного бдения (VII–VIII вв.), совершенного аввой Нилом на Синае, определённо говорит о «Господи, воззвах» как о составной части вечерни, в городских храмах исполнявшейся с прибавлением гимнографических произведений. Таким образом, в ранний период в кафедральном богослужении Иерусалима, а также в палестинской монастырской традиции «Господи, воззвах» как обязательная часть вечерни представляла собой группу псалмов, исполнявшихся с фиксированными припевами.

 



 
PR-CY.ru