Словарь по христианству Г ГРОСВИТА

ГРОСВИТА

ГРОСВИТА (930/935 – около 975 гг.) – немецкая религиозная писательница, поэтесса, канонисса монастыря Гандерсхайм (епископство Хильдесхайм, Нижняя Саксония). Её творчество связано с так называемым Оттоновским возрождением второй половины X в. – первой четверти XI в., её произведения рассматриваются исследователями в одном ряду с сочинениями Ратгера Веронского, Лиутпранда Кремонского и др. В начале XVI в. творчество Гросвиты получило широкую известность. Сведения о жизни Гросвиты скудны и сохранились только в её сочинениях. Вероятно, она происходила из знатного саксонского рода. В юном возрасте вступила в один из крупнейших имперских женских монастырей Германии, Гандерсхайм, находившийся под покровительством королей Саксонской династии и связанный с королевской фамилией. Аббатиса Гросвита, возглавлявшая монастырь в 919–927 гг., предположительно была её тёткой. Гросвита обучалась у монахини Риккардис, затем у Герберги II, дочери Генриха I Баварского, племянницы Оттона I и с 959 г. аббатисы монастыря. Занялась литературной деятельностью по благословению настоятельницы. Её сочинения сохранились в малом количестве списков и были неизвестны в период Средневековья. Древнейшая рукопись рубежа X и XI вв. (Баварская национальная библиотека) происходит из библиотеки бенедиктинского монастыря Санкт-Эммерам в Регенсбурге и содержит бо́льшую часть сочинений Гросвиты (открыта в 1493/1494 г. немецким гуманистом Конрадом Цельтисом). В 1501 г. в Нюрнберге было предпринято первое издание сочинений Гросвиты с гравюрами Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.) и Вольфа Траута. В рукописи из городского архива Кёльна сохранились четыре ранние драмы и «Primordia coenobii Gandershemensis» («Начала истории Гандерсхаймской обители»), возможно, в авторской редакции, которая отличается от текста мюнхенской рукописи. Исследователи разделяют литературное наследие Гросвиты на три части. Первую составляет цикл из восьми стихотворных агиографических легенд, написанных гекзаметром и объединённых в единую «книжицу» (исследователи предполагают, что сочинения предназначались для чтения вслух во время монастырских трапез). В цикл входят «Historia nativitatis Mariae» («История детства Богородицы»), основанная на «Евангелии Псевдо-Матфея»; «De ascensione Domini» или «Ascensio Domini» («О вознесении Господа»), содержащее пророчество Христа о вознесении души Богородицы; несколько Житий под общим названием «Страсти» («Passio»), посвящённых святым Генгульфу, Пелагию, Василию, Дионисию, Агнессе и Феофилу.

 



 
PR-CY.ru