ГЕРХАРД - Страница 2

После смерти Стефана I (1038 г.) началась борьба за престол между племянником по женской линии венецианцем Пьетро Орсеоло; будущий венгерский король Петер I (1038–1041, 1044–1046 гг.) и мужем младшей сестры Стефана I Аба Шамуэлом, узурпировавшим в 1041–1044 гг. венгерский престол. Герхард был ярым противником Аба Шамуэла и после того, как тот во время Великого поста 1053 г. обманом заманил к себе и приказал до смерти забить палками 50 политических противников, отказал тому в коронации и осудил в проповеди. Герхард пытался сделать всё возможное, чтобы политическое противостояние не нанесло урона церковной жизни. Междоусобные распри привели к усилению противников реформ короля Стефана I, видевших в христианстве отказ от древних венгерских традиций. В 1046 г. в восточной части Венгрии вспыхнуло восстание сторонников язычества. Для вступления на престол и прекращения беспорядка Герхард предложил вызвать из Киева сыновей Вазула, двоюродного брата Стефана I, Эндре; будущий венгерский король Эндре I (1046–1060 гг.), и Левенте, которые бежали на Русь после того, как отец был наказан за участие в организации покушения на короля Стефана I. В Буде вышедшие навстречу прибывшему из Киева Эндре Герхард и его спутники были схвачены языческой толпой и 24 сентября 1046 г. в телеге сброшены с крутого обрыва горы, которая с тех пор носит имя Герхарда. Останки Герхарда были погребены в Буде, затем их перенесли в Чанад, однако могила в эпоху турецкого владычества была разрушена, и её место утеряно. Герхард канонизирован папой Григорием VII Гильдебрандом (1073–1085 гг.) в 1083 г. Единственное сохранившееся произведение Герхарда – «Толкование на “Песнь трех отроков”» (неканоническое добавление к книге пророка Даниила); минускульный кодекс XI в. с этим сочинением Герхарда находится в Мюнхене, в Баварской государственной библиотеке. Герхард известен как богослов, комментатор Священного Писания, соединивший западную латинскую учёность с православным мистицизмом. В его герменевтической системе важное место занимают творения Дионисия Ареопагита и другие богословские сочинения (Максима Исповедника и, вероятно, Иоанна Дамаскина), известные в то время лишь в греческих оригиналах. В «Толковании...» упоминаются другие произведения Герхарда: толкования некоторых посланий апостола Павла и догматический трактат о троичности Бога. Согласно «Житиям», Герхард написал гомилии на каждый день года. Его жизнеописание сохранилось до настоящего времени в виде двух «Житий», так называемых пространного и малого (его фактологическая достоверность спорна). Самый древний список малого «Жития» датируется рубежом XII и XIII вв. Оно сохранилось в венецианском кодексе XIII в. и в парижском кодексе XV в.; пространное – в двух кодексах XV в. Несмотря на совпадение редакций, исследователи не могут утверждать, что одна была составлена на основе другой; скорее, обе восходят к некоему утерянному источнику середины XII в. Малое «Житие» предназначено для чтения во время богослужения. Упоминания о жизни Герхарда встречаются в хронике Шимона Кезаи (XIII в.), стихотворном переложении его жизнеописания XIII в. и иллюстрированной хронике XIV в.



 
PR-CY.ru