ГЕРХАРД - Страница 2

Успех реформы в Сен-Гилене (936–938 гг.) привлёк внимание графа Фландрии Арнульфа, который пригласил Герхарда восстановить монастырь св. Петра на горе Бланден (Синт-Питерсабдей, в черте современного города Гента). Позднее Герхард провёл реформы монастырей св. Бавона Гентского (Синт-Бафсабдей, также в черте современного города Гента), св. Бертина (Сен-Бертен), св. Рихария (Сен-Рикье), св. Аманда (Сент-Аман), Фонтенель (Сен-Вандрий-де-Фонтенель). В некоторых обителях он становился на время настоятелем, в других ставил аббатом кого-либо из своих учеников. Незадолго до смерти вернулся в монастырь Бронь, где и скончался. Деятельность Герхарда по реформированию монастырей и распространению бенедиктинского устава, видимо, находилась под влиянием начавшейся в X в. клюнийской реформы, но не была напрямую связана с ней. Герхард следовал традициям св. Бенедикта Анианского (около 750 – 821 гг.) и стремлению к унификации киновийного монашества вокруг единственной и обязательной для каждого монастыря формы монашеского служения (для Герхарда, как и для Бенедикта Анианского, это был устав Бенедикта Нурсийского; около 480 – 547 гг.). В «Житии» Герхарда упоминается также, что святой, устроив общежительное монашество в поместье Бронь, учредил при монастыре отшельнические кельи, куда удалился и сам. Таким образом, в отличие от деятелей клюнийского движения и в соответствии с традициями Бенедикта Нурсийского Герхард не рассматривал монашескую киновию как единственную форму монашеского служения. Но, способствуя восстановлению монастырей и унификации монашеской жизни, добиваясь от Римского престола подтверждения привилегий монастырей, он, видимо, не стремился к прямому подчинению этих монастырей Римскому папе. Главным условием процветания монашеской жизни Герхард считал материальное обеспечение монастырей (прежде всего, владение земельными поместьями). Кроме того, в реформированных им монастырях строгого разделения на священствующих и несвященствующих братьев не вводилось. Почитание Герхарда распространилось с XII в. Около 1074–1075 гг. по указанию аббата монастыря Бронь одним из монахов было составлено «Житие» святого. В марте 1131 г. епископ Льежский Александр обратился к прибывшему в Намюр папе Римскому Иннокентию II (1130–1143 гг.) с просьбой признать святость Герхарда. Официально канонизирован Собором в Реймсе (18–19 октября 1131 г.), тогда же были открыты его мощи. Монастырь Бронь стал центром паломничества и, изначально освящённый во имя апостола Петра и св. Евгения, получил посвящение Герхарду. К началу XVII в. населённый пункт Бронь стал называться Сен-Жерар.



 
PR-CY.ru