Словарь по христианству Г ГЕНГУЛЬФ

ГЕНГУЛЬФ

ГЕНГУЛЬФ (VIII в.) – мученик (память в Западной церкви 11 мая). Самое раннее из сохранившихся «Житий» Генгульфа составлено в конце IX или начале X вв., как полагают исследователи, в монастыре Безуа (позднее аббатство Без) в Северной Бургундии, в 6 км от древнего города Лингоны (современный Лангр, Франция) и неподалёку от имения Генгульфа Варенны (современный Варен-сюр-Аманс). Около 960 г. монахиня из монастыря Гандерсхайм в Германии Гросвита переложила «Житие» Генгульфа элегическим дистихом. Позднее в городе Туль (Франция) анонимный автор составил третье «Житие», пересказав историю мученической смерти Генгульфа и добавив повествование о чудесах, происходивших от мощей святого в Туле. Гонзон, аббат монастыря Иоанна Крестителя во Флоринах (современный Флорен, Бельгия), между 1055 и 1059 гг. составил «Историю чудес» святого, происходивших от его мощей, хранившихся в тот период во Флоринах, в зависимой от монастыря Иоанна Крестителя общине каноников, названной в честь Генгульфа. Согласно этим памятникам, Генгульф был богатым землевладельцем, чьи имения располагались в Северной Бургундии близ города Лингоны. В юности получил религиозное образование, отличался хорошим знанием Священного Писания. Был женат на женщине из знатного рода, служил в элитных войсках при франкском майордоме (с 741 г.), впоследствии при короле франков (с 751 г.) Пипине III Коротком (751–768 гг.). За своё благочестие Генгульф при жизни удостоился дара чудотворения. Согласно «Житию», жена Генгульфа во время его отсутствия вступила в любовную связь с неким клириком. Узнав об этом, Генгульф решил проверить истинность возводимого на неё обвинения. Святой призвал жену и предложил ей опустить руку в источник: если она невинна, то вода не причинит ей никакого вреда, если же на ней есть грех, то она обожжёт ей руку, подобно огню. Жена опустила руку в источник, но тут же отдернула её, кожа на руке слезла, как от ожога. Удостоверившись в измене жены, Генгульф отпустил её, призвав её к покаянию. Жена с любовником сговорились убить Генгульфа. Пробравшись незамеченным в покои святого и дождавшись, когда уйдут слуги, и Генгульф уснёт, любовник жены взял лежавший здесь же меч святого, рассчитывая поразить его спящим. Нанеся Генгульфу рану, убийца бежал. Рана оказалась смертельной, и, чувствуя приближение смерти, Генгульф приобщился Тела и Крови Христовой и мирно скончался. Когда о его кончине узнали Виллетруда и Виллигиза, две посвящённые Богу девы, жившие в Вареннах при церкви апостола Петра на попечении Генгульфа, они, взяв с собой клириков, отправились к месту кончины святого.

 



 
PR-CY.ru