ГАЗА - Страница 6

В ходе арабо-израильских войн израильская армия занимала Газу в 1955, 1956 и 1967 гг. В настоящее время сектор Газа входит в состав Палестинской национальной автономии. Христианская община Газы в конце XX в. насчитывала около 3 тыс. человек. Епископы Газы: Филимон (апостол от 70-ти), св. Сильван (между 307 и 310 гг.), Асклепий (между 325 и 346 гг.), Квинтиан (между 326 и 343 гг., арианин), Синека (348 г.), Ириней (363–393 гг.), Эней (394/395 гг.), св. Порфирий (395–420 гг.), Натирас (431 г., между 451 и 458 гг.), Мариниан (449 г.), Иоанн, Евсевий (VI в.), Тимофей (около 512 г.), Кирилл (518 г.), Маркиан (536 г.), Аврелиан (540 г.), Пётр (около 680 г., монофизит), Сулейман аль-Газзи (XI в.), Самона (около 1056 г.), Мелетий (1173 г.), неизвестный (около 1238 г.), Матус (1343/1344 гг.), Михаил (1465 г.), неизвестный (1579, 1582, 1596 гг.), Афанасий (1634 г.), Паисий Лигарид (1652–1671 гг.), Самона (?), Христодул (1671–1702 гг.), Парфений (1709–1723 гг.), неизвестный (1727 г.), Макарий Прусинос (1750 г.), Симеон (1754 г.), Паисий (1761 г.), Иаков (1775 г.), Иоаким (1790 г.), Феодор (1815–1818 гг.), Феодосий (1834 г.), Филимон (1838–1848 гг.), Прокопий (1864–1872 гг.), Иоасаф (1877–1882 гг.), Софроний (1908–1925 гг.), Стефан (с 1955 г.). Археологических материалов, найденных в Газе, немного. К доэллинистическому периоду относятся остатки стен, которые датируют VII–VI вв. до н.э., а также серединой II тыс. до н.э. (?). Известна керамика позднего бронзового века (сосуды с круглыми поддонами, кипрские чаши и др.), с начала эпохи раннего железа известна филистимская керамика и более поздняя. В 10 км южнее Газы открыты два здания и хранилище персидского периода. Газа византийского периода представлена на карте из Мадабы: видны часть городской стены, планировка римского типа, ворота, большой форум в центре, маленькая сводчатая постройка в центре форума, видимо, часы, описанные Прокопием из Газы, полукруг и большие здания в углах – театр (или двор с колоннами) и церковь. Дома в Газе строили из сырца, с плоскими кровлями и ставили плотно один к другому, что позволяло использовать крыши в случае опасности. Древнейшие сохранившиеся церкви в Газе – св. Ирины (Старая церковь; первая половина IV в.?; ) и св. Евдоксии (освящена в 407 г.). Три церкви VI в. описал Хорикий: св. Сергия (вскоре после 536 г.), св. архидиакона Стефана (между 536 и 548 гг.) и св. Апостолов. Наместник провинции Стефан построил бани, «летний театр» и, видимо, базилику. В конце ХIХ в. Уильям Мэттью Питри, ведя исследования на Телль-эль-Аджуле, полагал, что это Газа, но сейчас этот памятник отождествляют с Бет-Эглаим. В Маюме в 1965–1967 гг. изучен большой (30х26 м), хорошо сохранившийся мозаичный пол синагоги, разделённый рядами колонн на три нефа. Среди изображений – посвятительная надпись с датой: 508/509 г. по н.э. Открыты также производственные сооружения, частные дома, укрепления у моря. С кладбища вблизи Маюмы, вероятно, происходят камни с христианскими эпитафиями и другими надписями, но многие открыты во вторичном использовании в домах Газы.



 
PR-CY.ru