ГРАБАР Андре

ГРАБАР Андре, Андрей Николаевич (1896–1990 гг.) – выдающийся французский медиевист русского происхождения, один из создателей французской школы современного византиноведения, основатель и научный редактор журнала «Cahiers archéologiques» (1945 г.). В 1914 г., после окончания гимназии и после недолгого пребывания в армии, поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, откуда в следующем году перевёлся в Петроградский университет. Учился истории искусства у Якова Ивановича Смирнова (1869–1918 гг.), Никодима Павловича Кондакова (1844–1925 гг.) и Дмитрия Власьевича Айналова (1862–1939 гг.), в семинаре которого занимался вместе с Николаем Львовичем Окуневым (1885–1949 гг.). Первая работа А.Н. Грабара, опубликованная в студенческие годы, была посвящена древнерусским памятникам («Фрески Апостольского придела Киево-Софийского собора». 1917 г.). Диплом первой степени защитил в Новороссийском университете в Одессе. В январе 1920 г. А.Н. Грабар эмигрировал в Болгарию, работал в Археологическом музее Софии, занимался изучением средневековых памятников VI–XV вв., результатом которого стала монография о фресках Боянской церкви (София, 1924 г.) и докторская диссертация, затем книга «Религиозная живопись в Болгарии» (1928 г., на французском языке). С октября 1922 г. жил во Франции; в 1924–1937 гг. преподавал в университете Страсбурга сначала русский язык, после защиты диссертации в 1928 г., – искусство Византии и Восточной Европы. В Страсбургском университете слушал лекции французских историков Марка Блока (1886–1944 гг.) и Поля Пердризе. После издания первой книги «Император в византийском искусстве» (1936 г., русское издание. М., 2000 г.) А.Н. Грабар в 1937 г. получил приглашение Габриэля Милле (1867–1953 гг.) занять место директора исследований византийского искусства и археологии в парижской Школе высших исследований. В 1946–1966 гг. – профессор раннехристианского и византийского искусства в Коллеж де Франс. С 1955 г. – член Французской академии. В 1947–1961 гг. А.Н. Грабар работал в сотрудничестве с Центром византиноведческих исследований Дамбартон-Окс (США), был организатором симпозиума 1968 г. «Искусство и общество Византии при Палеологах». Член научных академий Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Норвегии, Сербии и США, почётный доктор Принстонского, Уппсальского и Эдинбургского университетов. В числе учеников А.Н. Грабара – К. Дюфренн, Н. Тьерри, Р. Штихель, А. Хачатрян, Т. Вельманс, К. Уолтер, В. Корач, Г. Бабич, В. Джурич, протоиерей Н. Озолин. Научные предпочтения А.Н. Грабара определились в годы учёбы в России. По его словам, это была «сфера... иконографических интересов и размышления относительно связей между религиозной жизнью и искусством». Плодом размышлений стали многочисленные труды, в которых реализовался новаторский подход А.Н. Грабара к исследованию средневекового искусства на основе выработанного им «динамического иконографического метода» (термин Г. Бабич), суть которого – в изучении иконографических характеристик различных памятников в широком историко-культурном контексте эпохи на основе структурно-функционального анализа их особенностей и восприятия искусства как формы отражения идей, изменявших жизнь общества и изменявшихся вместе с ним. По признанию А.Н. Грабара, его жизнь «в качестве исследователя высшего уровня» началась с выходом книги «Император в византийском искусстве».

 



 
PR-CY.ru