Словарь по христианству Г ГОАР

ГОАР

ГОАР (VI или VII в.) – преподобный (память в Западной церкви 6 июля). Житие Гоара было создано в VIII в., видимо, в связи с перенесением мощей святого в новую церковь. В 839 г. Вандальберт Прюмский (813 – около 870 гг.) по распоряжению аббата Маркварда составил второе Житие и добавил к нему книгу о чудесах Гоара и небольшой рассказ о том, как пустынь Келлия св. Гоара отошла Прюмскому аббатству. У исследователей нет единого мнения о времени жизни Гоара: святой мог жить как в VI, так и в VII в. Известны два короля с именем Хильдеберт и два короля с именем Сигиберт, ко времени правления которых может быть отнесена деятельность Гоара: Хильдеберт I (511–558 гг.) и Cигиберт I (561–575 гг.), а также Хильдеберт II (575–595 гг.) и Сигиберт III (639–656 гг.). Согласно Житиям, Гоар родился в Аквитании, при короле Хильдеберте переселился в долину Рейна и на левом берегу реки с разрешения Треверского епископа Фелиция основал монастырь близ Вазалиака (современный Обервезель недалеко от Бингена). Он проводил жизнь в посте и молитве, совершал священническое служение, проповедовал христианство среди местных франков-язычников. Гоар проявлял особую заботу о бедных и странниках, и при обители вскоре образовался странноприимный дом. Однажды Рустик, архиепископ Треверский, направил к нему инспекторов Альбуина и Адальвина, которые увидели, что святой утром, видимо, до мессы, ест и пьёт. Вернувшись к архиепископу, они донесли об этом, и Рустик велел, чтобы Гоара привели к нему. Когда монахи направлялись со святым в Треверы, то неожиданно обнаружили, что их сумки пусты – нет ни еды, ни питья. Тогда они стали просить о помощи, и по молитве Гоара появились три оленихи, святой подошёл к ним и надоил молока. Прибыв в Треверы, Гоар обошёл все городские церкви и только после этого явился к архиепископу, и все увидели сияние над головой преподобного. Архимандрит Рустик потребовал у него отчёта о его жизни и чудесах, Гоар ответил, что о сиянии он ничего не знает, что же касается олених, то их послал Бог. Он действительно иногда ест и пьёт рано утром, однако не из чревоугодия, а из необходимости оказать почтение странникам. Архиепископ заявил, что следует проверить, от Бога ли эти чудеса. В этот момент в резиденцию архиепископа вошёл Сеобгоз, церковный служащий, и принёс трёхдневного младенца, которого подбросили в притвор церкви и которого он хотел взять на воспитание. По существовавшему тогда правилу, епископ должен был благословить Сеобгоза. Все присутствующие предложили испытать святость Гоара и попросили его, чтобы он заставил младенца сказать, кто его отец. По молитве святого ребёнок отверз уста и сказал: «Мой отец – архиепископ Рустик, а мать зовут Афлая». Узнав об этом, король Сигиберт хотел низложить архиепископа и назначить на его место Гоара, но тот отказался и удалился в свою обитель, обещая через некоторое время вновь явиться к королю. Однако святой скрывался, надеясь, что король забудет о нём. Спустя семь лет посланцы Сигиберта нашли Гоара в его кельи больным и немощным и передали, что король согласен выполнить его последнее желание. Гоар попросил, чтобы местные священники Агриппин и Евсевий похоронили его по-христиански. Он был погребён возле своей кельи на берегу Рейна при большом стечении народа. Пустынь Келлия св. Гоара в 765 г. была передана в управление основанному незадолго до этого Пипином III Коротким (714–768 гг.) аббатству Прюм, что было подтверждено в 782 г. императором Карлом I Великим (742/747 – 814 гг.). Первый прюмский аббат Ассуэр выстроил новую церковь рядом с кельей святого, куда были перенесены мощи Гоара (до 782 г.). Впоследствии на этом месте, во владениях Прюмского аббатства, возник небольшой город, названный в честь Гоара Санкт-Гоар. В XIII в. здесь была одна из трёх главных резиденций прюмского аббата. С 1441 по 1469 г. монастырские постройки были реконструированы. В 1528 г. в городе, находившемся тогда во владении ландграфа Филиппа Гессенского, была проведена лютеранская реформация, но странноприимный дом, открытый Гоаром, сохранился, и там принимали путников на ночлег. Не пострадали также и мощи святого, которые в 1626 г. были переданы Рихенбергскому казначею Йоханнесу Генриху Лоскойлю в Дармштадт.

 
PR-CY.ru