ГЕННАДИЙ МАРСЕЛЬСКИЙ

ГЕННАДИЙ МАРСЕЛЬСКИЙ (вторая половина V в.) – западный богослов. О его жизни известно, главным образом, из сведений, сообщаемых им самим: он называет себя Марсельским пресвитером, написавшим ряд полемических сочинений, в том числе «Послание о вере», направленное Римскому папе Геласию I (уверенности в его подлинности у исследователей нет). Это позволяет исследователям более или менее точно установить время жизни Геннадия Марсельского: понтификат папы Геласия I приходится на 492–496 гг., так что Геннадий Марсельский, по-видимому, жил в конце V в. Целый ряд сочинений Геннадия Марсельского, в основном, догматико-полемического характера, о которых он упоминает, не сохранились: «Против всех ересей» (8 книг), «Против Нестория» (5 книг), «Против Евтихия» (10 книг), «Против Пелагия» (3 книги), трактат «О тысяче лет и об Откровении св. Иоанна». Кроме того, Геннадий Марсельский сообщает, что он перевёл труды Евагрия Понтийского и Тимофея II Элура (эти переводы также не сохранились). Дважды он упоминает некий «Каталог еретиков», который собирался написать (исследователи полагают, что это был трактат «Adversus omnes haereses»). Самое известное из дошедших до нас сочинений Геннадия Марсельского – «О церковных писателях» (или «О знаменитых мужах»), которое представляет собой продолжение книги Иеронима Стридонского (около 347 – 419/410 гг.) «De viris illustribus». Сочинение Геннадия Марсельского содержит около 100 жизнеописаний как западных, так и восточных церковных писателей (а также еретиков) и написано в строгом подражании стилю блаженного Иеронима. Жизнеописания расположены в хронологическом порядке, но имеются исключения. Часть из них, возможно, была дополнена последующими авторами. Геннадию Марсельскому принадлежит догматический трактат «О церковных догматах», который приписывался Августину Блаженному (354–430 гг.); его называют автором трактата Валафрид Страбон (808–849 гг.), Алгер Льежский (1060–1131 гг.), Пётр Ломбардский (около 1110 – 1160 гг.), Фома Аквинский (около 1225 – 1274 гг.) и другие средневековые писатели; до конца не выяснен вопрос, с каким из несохранившихся сочинений Геннадия Марсельского следует соотнести этот трактат. Некоторые исследователи (C.H. Turner) отождествляли его с упомянутым Геннадием Марсельским «Посланием о вере» к папе Геласию I, однако трактат не имеет характерных черт эпистолярного жанра или личного исповедания веры (только однажды автор пишет от первого лица). С другой стороны, в трактате упоминается множество еретиков и ересей, поэтому более вероятно, что он представляет собой заключительную часть сочинения «Против всех ересей», в котором после опровержения еретиков Геннадий Марсельский излагает истинное церковное учение. Трактат «О церковных догматах», состоящий из 88 глав, представляет собой обсуждение в краткой, систематичной форме основных догматических вопросов: триадологии, христологии, учения о творении, амартологии, сотериологии (вопрос свободы и благодати разбирается наиболее подробно), сакраментологии, эсхатологии и др. В нём заметно влияние учений Августина Блаженного, Проспера Тиро Аквитанского и Иоанна Кассианна Римлянина.

 



 
PR-CY.ru