ГОЛУБИНСКИЙ Дмитрий Фёдорович

ГОЛУБИНСКИЙ Дмитрий Фёдорович (1832–1903 гг.) – профессор Московской духовной академии, сын протоиерея Фёдора Александровича Голубинского (1797/1798 – 1854 гг.). В 1850 г. окончил Вифанскую духовную семинарию, в 1854 г. – Московскую духовную академию. Оставлен при академии в должности бакалавра физико-математических наук. 31 августа 1855 г. удостоен степени магистра богословия за сочинение «О безбрачии». 23 сентября 1864 г. получил звание ординарного профессора по классу физико-математических наук. В 1868 г. Д.Ф. Голубинский подал ректору Московской духовной академии протоиерею Александру Васильевичу Горскому (1812–1875 гг.) записку «О необходимости преподавания физико-математических наук в Духовных Академиях». Готовящийся новый Устав духовной академии не предусматривал места для этих дисциплин, но Д.Ф. Голубинский отмечал их важность для богопознания, апологетики, изучения богословия и библеистики, а также для подготовки квалифицированных преподавателей по этим предметам для духовных семинарий. Его мысли встретили сочувствие со стороны А.В. Горского, однако с 1870/1871 учебном году в Московской духовной академии, согласно Уставу 1869 г., кафедра физико-математических наук была упразднена. Д.Ф. Голубинский отказался от предложения занять другую вакантную кафедру и ходатайствовал о создании в академии кафедры естественнонаучной апологетики. Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов) поддержал идею, и 12 октября 1870 г. определением Святейшего Синода было дано разрешение на преподавание в Московской духовной академии естественнонаучной апологетики, что было поручено Д.Ф. Голубинскому, ставшему сверхштатным преподавателем; расходы взяла на себя Московская епархия. Курс Д.Ф. Голубинского состоял из лекций по физике (с элементарными сведениями по химии) и астрономии. Он ставил целью доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звёздного мира и системы законов физики и химии. В 1901 г. получил звание заслуженного профессора Московской духовной академии (хотя, согласно академическому Уставу, сверхштатный преподаватель не мог именоваться профессором). После смерти Д.Ф. Голубинского курс естественнонаучной апологетики был упразднён. Он писал апологетические статьи, в которых также опирался на данные естественных наук; уделял большое внимание календарной проблеме, опубликовал в «Московских ведомостях» серию статей «Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим». Был сторонником немецкого астронома Иоганна Генриха фон Медлера (1794–1874 гг.), который выдвигал идею реформы григорианского календаря. Д.Ф. Голубинский предлагал с 1940 г. (год окончания великого индиктиона) заменить юлианский и григорианский календари единым «медлеровским». После кончины Василия Васильевича Болотова (1853–1900 гг.) стал представителем Святейшего Синода в Комиссии по календарному вопросу при Санкт-Петербургской академии наук. Д.Ф. Голубинский отличался широкой благотворительностью, с 1880 г. являлся членом (с 1891 г. – председателем совета) братства преподобного Сергия Радонежского, созданного при Московской духовной академии с благотворительной целью, в 1884–1885 гг. состоял членом Комиссии народных чтений при читальне Политехнического музея. Произведён в чин действительного статского советника, награждён несколькими орденами. По свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), в повседневной жизни «напоминал юродивого. Одевался плохо, носил костюм фасона прошлого века; был другом всей нищей братии в Сергиевском посаде, которая ходила за ним толпой. Каждое утро он молился у гроба преподобного Сергия». Д.Ф. Голубинский скончался после продолжительной болезни. Митрополит Евлогий вспоминал: «Когда он умер, вся посадская беднота его оплакивала». Погребён в Сергиевском посаде, на кладбище Московской духовной академии.

 
PR-CY.ru