ГАБЛЕР Иоганн Филипп

ГАБЛЕР Иоганн Филипп (1753–1826 гг.) – немецкий протестантский библеист. В 1772–1778 гг. в университете г. Йены изучал философию и богословие; в 1778 г. получил степень магистра богословия за диссертацию о Послании апостола Павла к Евреям. Профессор университетов Гёттингена (1780–1783 гг.), Дортмунда (1783–1784 гг.), Альтдорфа (1785–1804 гг.; 21 июня 1787 г. получил степень доктора богословия) и Йены (1804–1826 гг.). Лекция «О различии библейского и догматического богословия и о правильном определении целей обоих», прочитанная И.Ф. Габлером 30 марта 1787 г. в Альтдорфе при вступлении в должность профессора, была событием в истории становления библеистики в её современном виде. И.Ф. Габлер впервые говорил о библейском богословии как о вспомогательной дисциплине историко-критической науки. Исходя из опыта дискуссии о независимой от церковной догматики интерпретации текстов Библии, он противопоставил библейское богословие, основанное на результатах историко-критического анализа (ибо «догматика должна зависеть от экзегезы, а не наоборот»), дидактическому характеру догматического толкования, которое, по И.Ф. Габлеру, определено изменяющимися контекстом и дидактическими целями. Библейское богословие выявляет универсальные истины на все времена. Возможность такого противопоставления библейского богословия и догматики он видел в дифференцировании содержания религии и теологии, предложенном ещё Иоганном Соломоном Землером (1725–1791 гг.), который считал, что религия имеет дело с универсальными нравственными истинами, теология же является интеллектуальной рефлексией по поводу религиозных истин. Библейское богословие оперирует с историческими реалиями и остаётся неизменным, систематическое богословие занимается различными доктринами и потому подвержено модификациям. В основе взглядов И.Ф. Габлера также лежат положения Иоганна Готфрида Эйхгорна (1752–1857 гг.), согласно которым миф является единственным способом выражения древними людьми своего восприятия действительности. И.Ф. Габлер считал, что герменевтика мифа позволяет отличить примитивно выраженные истины от универсальных истин библейского богословия. Кроме того, он использовал теорию аккомодации И.С. Землера как инструмент, с помощью которого пытался отделить суть универсального нравственного учения Иисуса Христа от выражения этого учения в том или ином виде, определённого способностями людей в древности воспринять его.

 
PR-CY.ru