ГЕФСИМАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ЧЕРНИГОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ СКИТ - Страница 2

Первыми насельниками Гефсиманского скита стали обратившиеся от старообрядчества молдавские иноки: Анатолий (впоследствии схиигумен Алексий), Иоанн (впоследствии иеросхимонах Израиль), Алипий (впоследствии иеросхимонах Александр) и Гедеон, который принял постриг в мантию с именем Макарий, 25 марта 1845 г. рукоположён во иеромонаха, назначен управляющим Гефсиманским скитом в звании благочинного, в 1848 г. уволен от управления. В 1849 г. Гефсиманский скит возглавил бывший казначей единоверческого монастыря в Иргизе иеромонах (с 1874 г. игумен) Анатолий, трудами которого развернулась строительная и хозяйственная деятельность. Архитектурно комплекс Гефсиманского скита, сложившийся к концу XIX в., разделялся на три части: центральную, восточную и западную. В центре располагалась Успенская церковь с пристроенной к ней деревянной колокольней (1850 г.), игуменским корпусом и 2-этажными покоями митрополита Филарета. На колокольне находились часы с надписью: «Кто тя может убежати, смертный час?» Широкая аллея объединяла храм с 2-этажной трапезной церковью. Её верхний престол освятил 27 сентября 1853 г. Филарет во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских, нижний – 27 сентября 1860 г. во имя святителя Филарета Милостивого. Восточную часть скита занимало братское кладбище с каменной церковью Воскресения словущего, освящённой 27 сентября 1853 г. Антонием (Медведевым). Железный иконостас храма был выполнен в виде пальмовых деревьев, знаменующих победу Христа. В западной части скита помещались хозяйственные постройки. С трёх сторон Гефсиманский скит окружала деревянная ограда с кирпичными столбами, с северной стороны – пруд. Деревянный мостик соединял берега пруда и позволял перейти из скита в его Пещерное отделение. Над южной линией скитской ограды, обращённой к дороге в город и Вифанский монастырь, возвышалась высокая каменная арка святых врат с колокольней за ними (1871–1873 гг.). В 1898 г. вместо деревянной построили каменную ограду с башнями и святыми вратами. В Успенском храме хранились привезённые историком церкви, паломником Андреем Николаевичем Муравьёвым (1806–1874 гг.) частицы Креста Господня, камня от гробницы Богородицы в Гефсиманской пещере, список с Иорданской иконы Божьей Матери и другие святыни из Святой земли. На южной стене находилась икона преподобного Сергия Радонежского, в которую был вложен деревянный крест с частицами мощей многих святых, а также икона Константинопольского патриарха Афанасия III Пателлария (1634, 1652 гг.) с частицей мощей. На аналое находилась греческая икона Успения Богородицы – дар наместника Иерусалимского патриарха Кирилла II, митрополита Петра (Мелетия). Убранство украшали также иконы, принесённые из ризницы Успенского собора Московского Кремля, и шесть икон из перламутра. В церкви хранились антиминсы 1616 и 1619 гг., перенесённые из церкви в селе Подсосенье, а также мантия, митра с перламутровыми плашками, ряса, подрясник, клобук, посох, омофор, перламутровые панагия и крест Филарета (Дроздова). На паперти Успенской церкви находился ростовой портрет-икона Серафима Саровского. В церкви преподобных Сергия и Никона Радонежских находились ковчег с частицей ризы Господней, частица мощей великомученика Пантелеимона, а также схимы преподобного Сергия, святителя Митрофана Воронежского, патриарха Никона. В ризнице, на втором этаже трапезного храма, хранились фелонь и деревянные сосуды преподобного Дионисия, пожертвованное в 1854 г. великой княжной Марией Александровной напрестольное Евангелие, кипарисовый потир работы её сына, великого князя Николая Максимилиановича.

 



 
PR-CY.ru