Словарь по христианству Г ГЕФСИМАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ЧЕРНИГОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ СКИТ

ГЕФСИМАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ЧЕРНИГОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ СКИТ

ГЕФСИМАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ЧЕРНИГОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ СКИТ Троице-Сергиевой лавры, в г. Сергиевом Посаде Московской области. Основан в 1844 г. архимандритом Антонием (Медведевым) в 3 км к востоку от Троице-Сергиевой лавры, в урочище Корбуха, на южном берегу Корбушинского пруда. Официально утверждён как скит указом императора Николая I от 30 мая 1851 г. По преданию, устроение в Корбухе обители предсказал в конце XVIII в. митрополит Московский Платон (Левшин). В сентябре 1841 г. архимандрит Антоний (Медведев) предложил митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) основать здесь скит, но святитель отклонил его инициативу: рядом с Корбухой пролегала дорога, которая «не благоприятствовала безмолвию... особенно когда едут по ней после торга и винопития». Вскоре территорию будущего Гефсиманского скита оградили валом и рвом. В сентябре 1843 г. Филарет посетил Корбуху и одобрил начинание архимандрита: «Добре было бы, если бы Матерь Божия благословила быть Гефсиманскому скиту». Одновременно поводом к устроению Гефсиманского скита послужила необходимость сохранить от разрушения два деревянных храма из села Подсосенье (Подсосино), один из которых, в честь Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, был построен в 1616–1619 гг. архимандритом лавры Дионисием (Зобниновским) и келарем Авраамием (Палицыным). В октябре 1843 г. обе церкви были перевезены в Корбуху, где из них в январе 1844 г. сложили Успенский храм, в котором установили кипарисовый иконостас. Убранство отличалось «простотой», которая, по словам святителя Филарета, «есть надежда скита». Он советовал архимандриту Антонию «не иметь в Гефсиманском ските ничего богатого... сохранить» его «в скромности и нестяжании». 28 сентября 1844 г., в день памяти преподобного Кирилла и Марии Радонежских, состоялось освящение Успенской церкви, во время которого Филарет облачился в ризы преподобного Сергия и митру преподобного Дионисия (Зобниновского), при богослужении использовались деревянные потир и дискос преподобного Сергия. К концу 1844 г. здесь были построены покои митрополита, наместника и дом на 12 человек братии. 12 марта 1850 г. Иерусалимский  патриарх Кирилл II (1845–1872 гг.) передал Филарету в благословение Гефсиманского скита грамоты, в которых скит был назван Новой Гефсиманией. Архимандрит Антоний при содействии саровского игумена Исаии (Путилова) ввёл в Гефсиманский скит правила, частично заимствованные из Саровской пустыни (Филарет называл устав Гефсиманского скита «умеренным»). По правилу преподобного Пахомия Великого в скиту было введено неусыпное чтение Псалтири по братии и благотворителям лавры, которое совершалось в церкви в честь Страстей Господних (Гефсиманского моления), освящённой 8 июля 1845 г. в подклети Успенского храма. Филарет объяснял необычное посвящение престола этого храма тем, что Гефсиманское моление Спасителя «представляет благоприятнейшее мысленное место молитвы для сокрушённого грешника, для возмущаемого скорбию», для каждого инока. В октябре 1844 г. он составил особый Заупокойный помянник скита, читавшийся в Гефсиманской церкви: с 17 ч. служилась вечерня, с 2 ч. – утреня, с 5 ч. – ранняя литургия. На трапезе в понедельник, среду и пятницу масло не употреблялось, в субботу и воскресенье дозволялись рыба и молоко. Первоначально женщины в скит допускались лишь на третий день после праздника Успения Богородицы, когда совершалось бдение в память Её Вознесения на небо. 6 октября 1844 г. Филарет советовал архимандриту Антонию принимать мирян «с рассуждением, чтобы сие не было в рассеяние безмолвствующим». Братия вырезали из дерева крестики, пасхальные яйца, чашки, ложки, подсвечники, изготовляли чётки. В отличие от насельников лавры они не получали денежного жалованья.

 



 
PR-CY.ru