Словарь по христианству Г ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич

ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич

ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (1822–1899 гг.) –  русский писатель. Родился в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии. Его отец был помещиком, отставным гусаром, служил управляющим имением матери писателя Владимира Александровича Соллогуба (1813–1882 гг.). Мать – француженка, Сидония де Вармон (Сидония Петровна), дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Д.В. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. Будучи наполовину французом, в ранней молодости он недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. В 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около трёх лет во французском пансионе «Монигетти», после окончания которого в 1836 г. поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, где проучился до 1840 г. и где познакомился с Фёдором Михайловичем Достоевским (1821–1881 гг.). Не имея склонности к точным наукам, позже перевёлся в Академию художеств, где довольно близко познакомился с Тарасом Григорьевичем Шевченко (1814–1861 гг.). Первые литературные опыты Д.В. Григоровича (рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“»), были очень слабы в художественном отношении. Около 1841 г. он познакомился с Николаем Алексеевичем Некрасовым (1821–1877 гг.), в то время издававшим различные сборники: юмористический альманах «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Д.В. Григоровича, Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и его самостоятельное произведение «Штука полотна» (1846 г.), а также «Физиология Петербурга», где был напечатан физиологический очерк «Петербургские шарманщики» (1845 г.), которым он обратил на себя внимание Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848 гг.). Д.В. Григорович также публиковал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле». В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он взялся за большую повесть, и в конце 1846 г. в «Отечественных записках» была напечатана «Деревня», сразу давшая Д.В. Григоровичу литературное имя, а в 1847 г. в «Современнике» – знаменитый «Антон-Горемыка». В.Г. Белинский говорил: «По прочтении этой трогательной повести в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Д.В. Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья – не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Д.В. Григоровича унижение народа. Затем последовал ряд небольших повестей из столичной жизни. В начале 1860 гг., когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Д.В. Григорович поддержал первую группу и покинул журнал. Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889 гг.) в статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883 гг.) и Д.В. Григоровича. По мнению современников, с тех пор Д.В. Григорович к Н.Г. Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью. В 1858–1859 гг. Д.В. Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».

 



 
PR-CY.ru