ГУТЬЕРРЕС Густаво - Страница 3

Он особое внимание уделяет неимущим и обездоленным, утверждает, что Бог не только поддерживает борьбу бедных за справедливость, но и желает, чтобы учение Его церкви способствовало их освобождению. Освобождение, по Густаво Гутьерресу, может быть только интегральным и реальным. Божественный путь – это путь преодоления разъединения людей, а без уничтожения причин взаимного отчуждения (экономических, социальных, политических) эту цель достичь нельзя. Церковь должна возглавить борьбу за освобождение общества и помочь в ликвидации тех условий, которые обрекают Латинскую Америку на нищету, т.е. за освобождение как от несправедливого деления на социальные классы, так и от личного греха. Поскольку, прежде всего, «грех проявляется в практике угнетения, эксплуатации человека человеком, порабощения народов, рас, социальных классов», то истинное освобождение должно включать политическое и социальное освобождение. Отсюда – необходимость сопротивления, борьбы за интегральное освобождение и даже революции. Освобождение бедных, угнетаемых, маргинальных слоёв от всего того, что «ограничивает их способность к достойному и свободному развитию», должно быть дополнено освобождением от «уз эгоизма и греха», установлением новых отношений с другими людьми и Богом. Как и другие «теологи освобождения», Густаво Гутьеррес активно использовал методы марксистского анализа и марксистский понятийный аппарат. Свои взгляды он представил на конференции латиноамериканского епископата в Медельине (Колумбия, 1968 г.), на которой под его влиянием епископы официально признали за угнетёнными право на самозащиту (даже с применением силы). Ссылаясь на Библию, Густаво Гутьеррес придал искуплению и спасению (духовное освобождение) социальный характер (освобождение от внешнего, материального зла). Роль церкви заключается, в частности, в содействии процессу социальных перемен, церковь обязана побуждать христиан к занятию бескомпромиссной позиции, выражающейся в их активном участии в формировании справедливого общественно-политического строя социалистического типа. Летом 1979 г. Международная теологическая комиссия католической церкви выступила с заявлением «О продвижении человека и христианском спасении», в котором теология освобождения критиковалась как подчинённая марксизму и ориентированная на социалистические страны. В январе 1979 г. папа Римский Иоанн Павел II (1978–2005 гг.) заявил, что политическое, экономическое и социальное освобождение не совпадает с христианским спасением. В 1982 г. ватиканская Конгрегация вероучений, возглавляемой кардиналом Йозефом Ратцингером (папа Римский Бенедикт XVI в 2005–2013 гг.), обвинила Густаво Гутьерреса в неправомерном отождествлении деятельности церкви с политической и революционной деятельности, а также в некритической оценке идеологии коммунизма. В августе 1984 г. Конгрегация доктрины веры выпустила инструкцию «Libertatis nuntius», которая осудила латиноамериканскую «теологию освобождения» в целом. В сентябре того же года в Рим с целью осуждения Густаво Гутьерреса, которого обвиняли в ложной интерпретации Священного Писания и идеологизации веры, была вызвана группа перуанских епископов, однако формального осуждения либо запрета на продолжение его деятельности не последовало. См. также Теология освобождения.



 
PR-CY.ru