Словарь по христианству Г ГОЛИЦЫН Августин Петрович

ГОЛИЦЫН Августин Петрович

ГОЛИЦЫН Августин Петрович (1823–1876 гг.) – князь, писатель и публицист, сын принявшего в 1820 г. католичество князя Петра Алексеевича Голицына (1731–1810 гг.) и польки Елизаветы (Эльжбеты) Антоновны Злотницкой (1800–1866 гг.). Крещён в Римско-католической церкви. Получив домашнее французское воспитание, с юности жил во Франции, в июне 1844 г. вступил в брак с Луизой де Ларош-Эймон и поселился в родовом имении Шатен-Крёз (департамент В. Вьенна, Франция). Занимаясь литературной деятельностью, Августин Петрович Голицын уделял внимание популяризации новой русской литературы среди западных читателей, осуществил перевод на французский язык «Истории пугачёвского бунта» Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837 гг.), «Князя Серебряного» Алексея Константиновича Толстого (1817–1875 гг.) и ряда других произведений. Его стараниями в Россию регулярно доставлялись сочинения европейских писателей и публицистов, запрещённые к распространению в период правления императора Николая I (1825–1855 гг.). По просьбе директора Императорской Публичной библиотеки барона Модеста Андреевича Корфа (1800–1876 гг.) Августин Петрович Голицын тайно пересылал новые книги, в том числе издания русской бесцензурной печати, за что в 1868 г. получил звание почётного корреспондента Публичной библиотеки. В 1860 гг. был активным сторонником реформ императора Александра II Николаевича (1855–1881 гг.) и взял на себя миссию их разъяснения и популяризации во Франции, опубликовав брошюры «Un mot sur la Russie» («Слово о России») и «L'émancipation des serfs en Russie» («Освобождение крепостных в России»). В 1840 гг. был одним из постоянных посетителей парижского католического салона Софьи Петровны Свечиной (1782–1857 гг.), где под влиянием пресвитера-иезуита Густава Ксавье де Равиньяна (1795–1858 гг.) и перешедшего в католицизм князя Ивана Сергеевича Гагарина (1814–1882 гг.) стал сторонником широко обсуждавшейся в этот период идеи воссоединения православной и католической церквей. Участвовал в организации издававшегося И.С. Гагариным с 1857 г. журнала «Études de théologie, de philosophie et d'histoire». С 1861 г. Августин Петрович Голицын вступил в полемику со славянофилами Алексеем Степановичем Хомяковым (1804–1860 гг.) и Иваном Сергеевичем Аксаковым (1823–1886 гг.), вызванную выходом книги И.С. Гагарина «La Russie sera-t-elle catholique?» («Будет ли Россия католической?»). В рамках полемики написал сочинения «L'Église russe est-elle libre?» («Свободна ли Русская Церковь?») и «L'Église Gréco-Russe» («Греко-русская Церковь»), а также ответ И.С. Аксакову на вызвавшую многочисленные возражения со стороны русских католиков его передовую статью, опубликованную в газете «День» (1864 г. № 12; из-за прекращения издания осталась неопубликованной, в настоящее время хранится в архиве Славянской библиотеки). В парижском православном журнале «L'Union chrétienne» Августин Петрович Голицын полемизировал с перешедшим из католицизма в православие священником Владимиром Гетте (1816–1892 гг.). Опубликовал ряд статей по русской истории в журналах «Correspondant» и «Revue d'Anjou» и сочинения по истории взаимоотношений католической и православной церквей «Le Saint-Siège et la Russie» («Святой престол и Россия»), «Témoignage d'un contemporain sur St. Vladimir» («Свидетельство современника о Владимире Святом») и др., написал биографии своих родственников католиков Дмитрия Дмитриевича Голицына (1770–1840 гг.) и Елены Александровны Голицыной (1785–1855 гг.). При его содействии найдено и опубликовано большое число мемуарных и эпистолярных источников по истории России X–XVII вв. Переписка и другие документы Августина Петровича Голицына в основном хранятся в архиве Славянской библиотеки в Лионе. Погребён в церкви св. Сульпиция в имении Шатен-Крёз.

 
PR-CY.ru