ГУС Ян - Страница 6

Казнь Яна Гуса стала причиной народного недовольства и волнений в Чехии, принявших форму так называемых гуситских войн. 2 сентября 1415 г. на сейме в Праге 452 представителя чешской и моравской знати составили грамоту, где выразили протест против признания Яна Гуса еретиком и его сожжения. Пражский университет объявил несправедливыми решения Констанцского собора. Народ стал отказываться от уплаты десятины, совершались нападения на монастыри и представителей католического духовенства. Приверженцы Яна Гуса, среди которых преобладали аристократы, бюргеры, университетские магистры, выступали за реформирование католической церкви и добивались причащения для мирян из чаши (т.е. под двумя видами), поэтому получили название чашников; другие названия – пражцы, каликстинцы (от лат. calix – чаша), утраквисты (sub utraqe specie – причастие под двумя видами). Сторонники Яна Гуса из народа, расположившиеся лагерем рядом с горой Табор, стали называться таборитами. Также выступая за лишение католической церкви привилегий и за чашу для мирян, табориты стремились к установлению справедливого общественного строя без эксплуатации, на основе нравственности, соблюдения библейских заповедей и следовании раннехристианским идеалам. 30 июля 1419 г. в Праге радикально настроенные гуситы во главе с Яном Желивским (ум. в 1422 г.) выступили с требованием освободить из тюрем тех, кто были заключены туда за протесты против старых порядков. Толпа захватила ратушу, выбросив из окон представителей власти. После смерти короля Вацлава IV (16 августа 1419 г.) власть перешла к императору и венгерскому королю Сигизмунду (с 1387 г.), но чехи отказались признать его королём. В 1420 – 1431/1437 гг. продолжалась борьба армии Сигизмунда, которого поддержал папа Римский Мартин V (1417–1431 гг.), со сторонниками Яна Гуса; было организовано пять Крестовых походов против гуситов. В 1420 г. в «Четырёх пражских статьях» была сформулирована общая программа гуситов: введение проповеди на чешском языке, причащение мирян из чаши, секуляризация собственности церкви и духовенства (духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вёл Христос); искоренение «смертных грехов», противных закону Божию (за прегрешения против нравственности должны применяться публичные наказания). Партия таборитов во главе с Яном Жижкой (около 1360 – 1424 гг.) выступила на более радикальных позициях и отвергла догмат о чистилище и пресуществлении, требовала сокращения обрядов, установленных для крещения и причащения, настаивала на устранении икон, мощей, поста, исповеди как средства покаяния, отрицала церковную иерархию и др. К зиме 1420 г. сложилась коммуна таборитов как прообраз равноправного общества братьев и сестёр.

 



 
PR-CY.ru