ГУРИЙ, Тушин Григорий Иванович - Страница 2

Он был одним из проводников идеи нестяжательства заволжских старцев. В конце второго десятилетия (обострение противостояния монастырских партий) в составе его сборников встречается меньше трудов по аскетической литературе, становится больше текстов, касающихся общественной жизни. Он переписал и включил в сборники «Слово о еретиках» и «Собрание некоего старца» Вассиана Патрикеева (около 1470 – 1531 гг.), послание Максима Грека (1470–1556 гг.) Василию III Ивановичу (1479–1533 гг.) о «сёлах». Его знакомство с самим князем-иноком, который тоже был учеником Нила Сорского, исследователи признают безусловным. Именно в это время он развернул свою борьбу против монастырских вотчин. Однако книги Вассиана подвергнуты некоторой редакции. Как видно из его редакций вассиановых «слов», он придерживался более умеренных взглядов, чем его влиятельный сподвижник. В частности лишение монастырей вотчин он видел не через насильственную секуляризацию, а через увещевание монастырских собственников. Вообще на проблему Гурий смотрит через призму монашеского делания. Вряд ли он вообще был сторонником секуляризации: так им было переписано «Слово 165 отець на обидящая святыя церкви», защищающее церковное имущество. Подобно другим кирилловским старцам, не был он и сторонникам жёстких карательных мер в отношении еретиков. Исследователям известно дарственное Евангелие от Василия III, подписанное рукой Гурия: «Сие Еуангелие дал князь великий Василей Гурию Кирилловскому Тушину», что указывает на внимание великого князя к Белозерскому книжнику. Показателен интерес к деятельности приехавшего в 1518 г. афонского монаха и книжника Максима Грека. «Толковая псалтырь», «Житие Саввы Сербского» в переводе преподобного Максима (как и его послание Василию III) были вскоре переписаны Гурием. Проявлял Гурий Тушин интерес и к летописанию. В его 37-ю книгу входит «Летописец русский», краткий летописный сборник, охватывающий время с 1074 по 1523 гг. Если в основу первой, более древней части «Летописца» положен ранний монастырский летописец, то вторая часть принадлежит самому Гурию. Особенность «Летописца» Гурия – общероссийский взгляд на историю. Умер Гурий Тушин 8 июля 1526 г., на восьмом десятке лет. Его красноречивая оценка исходит из противоположного «лагеря». Епископ Савва Чёрный (ум. в 1554 г.), биограф Иосифа Волоцкого писал: «Старец честен… живый житием крепким зело», «хранил предания и заповеди святаго чудотворца Кирилла во всём».



 
PR-CY.ru