Словарь по христианству Г ГУРИЙ, Тушин Григорий Иванович

ГУРИЙ, Тушин Григорий Иванович

ГУРИЙ, Тушин Григорий Иванович (1452 или 1455 – 1526 гг.) – монах Кирилло-Белозерского монастыря, ученик преподобного Нила Сорского (1433–1508 гг.), книжник, переписчик книг. В 1484 г. в течение девяти месяцев был игуменом Кирило-Белозерского монастыря. Происходил из рода Морозовых, по другим сведеньям – бояр Квашниных. Постригся в Кирилловом монастыре при игумене Нифонте в 1478 или 1479 г. Несмотря на свою молодость, в 1484 г. Гурий на недолгое время стал игуменом Кириллова монастыря, сменив на этом посту игумена Серапиона, вызывавшего раздражение кирилловской братии нарушением заветов основателя обители. Годом ранее 15 кирилловских старцев в знак протеста покинули стены монастыря. Причиной тому были чрезмерные заботы настоятеля об увеличении монастырских владений. В частности, он принял 30 сёл, удалённых от монастыря, от великого князя Ивана III Васильевича (1440–1505 гг.). Став игуменом, Гурий вернул князю эти сёла, испросив с них взамен хлебной руги («оброку житнаго»), и вскоре сложил с себя сан. Исследователям точно не известно, когда Гурий сблизился с преподобным Нилом Сорским. Они полагают, что это произошло после возвращения Нила с Афона. По крайней мере, известно послание преподобного Гурию, в котором он, отвечая на вопросы инока, говорит «об отступлении от мира», предлагая уклоняться и от полемики с «о мирском думающих и занятых попечениями бессмысленными», следовать «законам Божественных писаний». Сам тон послания предполагает духовную близость преподобного Нила и Гурия. Однако Гурий не последовал примеру своего наставника, оставшись в стенах Кириллова монастыря до последних дней. Важной стороной его деятельности было списание книг. До нашего времени дошёл ряд сборников, принадлежавших перу инока Гурия. Ряд текстов (не канонического содержания) носят следы редакции кирилловского книжника. По собственному свидетельству, за свою жизнь он переписал 37 книг. В сборниках, переписанных рукой Гурия, большое место занимают книги аскетическо-созерцательной направленности (прежде всего, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит). Советский историк Наталья Александровна Казакова (1915–1984 гг.) отмечает, что в основном эти тексты связаны с греко-восточным православным миром. Среди переписанных им житий только одно русское – краткое проложное житие Кирилла Белозерского. В 1509 г. он переписал два тома сборника житий, составленных преподобным Нилом, общим число в 1160 листов (многие тексты преподобного Нила известны нам благодаря труду инока Гурия).

 



 
PR-CY.ru