ГУРИЙ, САМСОН и АВИВ - Страница 2

Однако Евфимия родила мальчика, и жена гота поняла, что муж привёл в дом наложницу. Она отравила новорождённого. Евфимия, увидев на губах своего младенца яд, вытерла его куском шерсти и позднее намочила её в кубке, из которого должна была пить хозяйка. Выпив из кубка, женщина умерла, и родственники гота обвинили в её смерти Евфимию. По их решению её решили похоронить заживо вместе с хозяйкой дома. Евфимия начала молится сва. Гурию, Самону и Авиву и они, явившись на белых конях, перенесли женщину в церковь в Эдессу. Спустя время, гот вновь появился в Эдессе и пришёл в дом Софии. Он сказал ей, что дочь здорова, живут они счастливо и растят сына. Тогда к нему вышла Евфимия, и гот был вынужден сознаться в том, что случилось у него на родине. После этого городские власти приговорили его к смерти. Митрополит Макарий (Булгаков) сообщает о грамоте новгородского архиепископа Иоанна, изданной по случаю чудесного обнаружения воров, похитивших в 1410 г. священные сосуды из Софийского собора. В ней новгородский епископ пишет, что «дал нам Бог знамение святых исповедников Гурия, Самона и Авива диакона, так что Божиею милостию многие правые оказываются правыми, а виноватые подпадают казни». Архиепископ Иоанн написал «Указ о проскомиссании святым трём исповедникам», который сообщает подробности данного ритуала: изготавливалась специальная крестообразная просфора; из неё изымались частицы с молитвами, среди которых выделяется прошение к исповедникам: «чюдо своё сотворите к вам с верою приходящим, гибельнико помозите, виноватых обличите, гортани шкодникам затворити»; поминовение за прокомидией по именам тех, кого предстоит испытывать просфорой. Макарий (Булгаков) пишет, что это является частным распоряжением архиепископа, и летописи не подтверждают, что данный обычай применялся длительное время в Новгороде. Память свв. Гурия, Самона и Авива указана в Типиконе Великой церкви без богослужебного последования. В Иерусалимском уставе свв. указывается вседневная служба с пением отпустительного тропаря или будничная служба малых постов с пением «Аллилуия». В современной богослужебной практике последование свв. состоит из тропаря пятого плагального гласа, кондака второго гласа на подобен «Вышних ища», канона четвёртого гласа, акростиха, ирмоса, двух самогласнов, циклов из трёх стихир-подобнов, светилена. Изображения свв. Гурия, Самона и Авива известны в памятниках монументальной живописи, на иконах и в лицевых рукописях. Традиционно их изображают вместе: Гурий – седовласый старец с длинной бородой, одет в хитон и гиматий; Самон – среднего возраста с тёмными (иногда седыми волосами) и с небольшой бородой, одет в хитон и гиматий; Авив – молодой безбородый человек в стихаре с кадилом и (или) крестом в руках.



 
PR-CY.ru