ГУРИЙ, Егоров Вячеслав Михайлович - Страница 2

Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере («БелБалтЛаг») на строительстве Беломорканала, первоначально в Кеми, затем в Медвежьегорске. С 1930 г. – на станции Кузема Мурманской железной дороги. Вначале был лесорубом, затем, как человек, знающий бухгалтерию, был переведён в контору, работал бухгалтером и кассиром. После освобождения жил у родственников в Ташкенте и Фергане, служил литургию в домашних условиях по благословению митрополита Арсения (Стадницкого). Вокруг него создалась небольшая община, в которую входил, в частности, будущий митрополит Иоанн (Вендланд), которого архимандрит Гурий постриг в монашество. С 1944 г. служил открыто. В 1944 г. стал настоятелем Покровского собора Самарканда, исполнял обязанности секретаря епархиального управления. С 1945 г. – почётный настоятель Ильинской церкви в Загорске (ныне вновь Сергиев Посад). В этот период написал работу «Патриарх Сергий как богослов», позднее опубликованную в книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (М., 1947). В 1945–1946 гг. – наместник вновь открытой Троице-Сергиевой Лавры. На этом посту активно восстанавливал монашеские традиции. 22 августа 1946 г. в зале заседаний Священного Синода было совершено наречение архимандрита Гурия во епископа Ташкентского и Средне-Азиатского (хиротонисан в московском Богоявленском соборе 25 августа 1946 г.). В условиях, когда большинство духовенства Средне-Азиатской епархии вышло из обновленческой среды, многие годы епископу Гурию пришлось преодолевать обновленческое прошлое своей епархии. Он был вынужден прибегать к запрещениям священников, продолжавших, как и во времена обновленчества, жить безнравственным образом. Участвовал в Совещании глав и представителей православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской православной церкви в 1948 г., где выступил с содокладом на тему «Отношение Православной церкви к англиканской иерархии». Был противником экуменизма и западного влияния на Русскую церковь. В период его архиерейства в епархии служили многие известные священники – Иоанн (Вендланд), будущий епископ Стефан (Никитин), протоиерей (затем архимандрит) Борис (Холчев) и др. Число храмов за время его управления епархией возросло с 16 до 66. 25 февраля 1952 г. возведён в сан архиепископа. С 26 января 1953 г. – архиепископ Саратовский и Сталинградский. 8 февраля 1954 г. решением Священного Синода в связи с образованием Балашовской области архиепископу Саратовскому именоваться Саратовским и Балашовским. С 31 мая 1954 г. – архиепископ Черниговский и Нежинский. С 19 октября 1955 г. – архиепископ Днепропетровский и Запорожский. С 21 мая 1959 г. – митрополит Минский и Белорусский. С 19 сентября 1960 г. – митрополит Ленинградский и Ладожский. В этот период  он был уже серьёзно болен, не мог противостоять антицерковной кампании власти, инициированной Никитой Сергеевичем Хрущёвым. Попросил перевести его в более спокойную епархию, отказавшись (единственный раз в русской церковной истории) от должности постоянного члена Священного Синода по кафедре. С 14 ноября 1961 г. – митрополит Симферопольский и Крымский. Одновременно управлял Днепропетровской епархией. Несмотря на болезнь, часто совершал богослужения. Последние дни жизни провёл в снимаемом им домике на восточном берегу Крыма. Скончался 12 июля 1965 г., отпевание возглавил митрополит Иоанн (Кухтин; бывший Пражский), погребён на городском Всехсвятском кладбище Симферополя рядом с могилой архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).



 
PR-CY.ru