ГУРИЙ, Буртасовский Сергей Васильевич

ГУРИЙ, Буртасовский Сергей Васильевич (1845–1907 гг.) – епископ Симбирский и Сызранский. Родился в семье диакона, окончил Казанское духовное училище, в 1868 г. окончил Казанскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. 16 марта 1871 г., во время обучения в академии, пострижен в монашество. 4 июня 1872 г. рукоположён в сан иеромонаха. 16 июня 1872 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Современный вопрос о благотворительности и его решение по духу христианства». 16 мая 1872 г. стал преподавателем богословских наук в Иркутской духовной семинарии. С 1873 г. занимался миссионерской деятельностью, путешествовал по Дальнему Востоку, крестил бурят, основывал миссионерские станы. 23 ноября 1877 г. переведён на должность смотрителя Иркутского духовного училища. 14 января 1879 г. возведён в сан архимандрита, 12 сентября 1880 г. назначен начальником Иркутской духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в Иркутском округе Иркутской губернии. 30 декабря этого же года, как опытный в духовно-просветительской деятельности, был переведён на должность исполняющего обязанности ректора Благовещенской духовной семинарии. С 8 февраля 1885 г. – ректор Благовещенской семинарии. 22 июля 1885 г. хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. Продолжал длительные поездки по региону, считал неудовлетворительными существующие миссионерские школы при станах и вместо них предлагал устроить в Хабаровске общую школу для детей разных национальностей с 2-годичным обучением по программе церковно-приходских школ. Эти предложения вызвали резкую критику известного миссионера и просветителя Николая Ильминского (1822–1891 гг.; его учителя в академии), полагавшего, что «принудительное разлучение на долгое время» учеников с родными, обучение на неродном языке приведут к отрицательным результатам. 24 октября 1892 г. епископ Гурий получил в управление Самарскую и Ставропольскую епархию. В 1894 г. завершил 25-летнее строительство Воскресенского кафедрального собора. На Самарской кафедре занимался миссионерской деятельностью уже по системе Николая Ильминского. Вводил должности епархиального и окружных миссионеров, активно внедрял богослужения на инородческих языках, по его настоянию семинаристы стали изучать мордовские и чувашские языки для проповеди в сельской местности. Придавал большое значение единоверию, первым из Самарских архиереев стал служить в единоверческих храмах. Благодаря такой заботе о единоверии число единоверцев возросло. Заботился о духовно-учебных заведениях, при нём было открыто множество церковно-приходских школ. В них он вводил преподавание рисования, медицины, поощрял уроки музыки и пения. Во внимание ко всем его миссионерским трудам он в 1902 г. был избран почётным членом Казанской духовной академии. По его инициативе была учреждена касса взаимопомощи епархиального духовенства. Оказывал материальную поддержку сиротам и вдовам. 23 апреля 1904 г. был назначен епископом Симбирским и Сызранским. Остро переживал революционные события 1905–1907 гг. Скончался 5 января 1907 г. в Симбирске, был похоронен в склепе Знаменского придела Николаевского собора Симбирска. Награждён орденом святой Анны второй и первой степеней; орденом святого Владимира третьей и второй степеней. Основные труды: «Дополнительные лекции по догматическому богословию». Иркутск, 1874; «Основное богословие». Иркутск, 1876; «Первое моё знакомство с деятельностью Иркутской духовной миссии: (Дорожные заметки нового начальника Иркутской отд. миссии)» // Иркутские ЕВ. 1880; «Православный ответ сектанту, мнящемуся быти мудрым о Христе». Благовещенск, 1891; «Высокое достоинство, спасительность и значение церковного Православия для истинно-человеческой жизни, в противоположность сектантству» // Самарские ЕВ. 1894; «Архипастырское вразумление хлыстовских лжеучителей» // Самарские ЕВ. 1899; «Руководственные указания миссионерам» // Православный благовестник. 1899. № 17.

 
PR-CY.ru