ГУРИЙ, Руготин Григорий Григорьевич - Страница 4

В сентябре 1918 г., после закрытия собора, мощи Гурия переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божьей Матери женского монастыря, а после его закрытия в 1929 г. – в церковь во имя благоверных князей Феодора Ярославского и его чад Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в настоящее время почивают в раке. В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому монастырю. До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Гурию икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Гурия. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в настоящее время в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и три иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божьей Матери и образ святителя Николая), принесённые Гурием из Москвы в Казань. В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал «Жития», написанного Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского епископа Вассиана (Стригина-Оболенского). Исследователи полагают, что Гурий привёз рукопись из Селижаровского монастыря и пожертвовал Благовещенскому собору. В 1841 г., при работах по расширению Благовещенского собора, под правым, Борисоглебским приделом была обнаружена упоминаемая в «Житии» маленькая келья, в которой Гурий уединённо молился («обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба»). На каменной стене находился выполненный, вероятно, самим Гурием минеральными красками образ Спасителя. Над кельей в 1840 гг. была выстроена часовня. В советское время келья была превращена в склад. В 1998 г., при реконструкции собора, её очистили. Выяснилось, что образ Спасителя сохранился, но сильно выцвел и был едва заметен (однако с каждым годом краски на рисунке проявляются всё ярче). Имя Гурия вошло под 9 декабря в Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина), под 5 декабря Гурий назван в «Палинодии» архимандрита Киево-Печерского монастыря Захарии (Копыстенского) 1621 г. Две службы Гурию (на 5 декабря и на перенесение мощей 20 июня) составлены Ростовским митрополитом Димитрием (Туптало); канон на перенесение мощей Гурия написал в 1660 гг. Казанский митрополит Лаврентий. Автором акафиста святителю является Евлампий, архиепископ Тобольский и Сибирский (середина XIX в.). Почитание Гурия было широко распространено в Казанской губернии, в начале XX в. здесь действовало около 20 посвящённых ему храмов (не считая храмов во имя Казанских святителей); например, крестовая церковь и церковь при татарско-кряшенской школе в Казанском архиерейском доме. В 1908 г. в казанском Благовещенском соборе был освящён придел во имя Гурия. В настоящее время его особо почитают в Поволжье православные татары (кряшены), удмурты, марийцы. Храмы во имя Гурия действуют в татарско-кряшенском селе Ташкирмень Лаишевского района и удмуртского села Ципья Балтасинского района Татарстана.



 
PR-CY.ru