ГУМИЛИАТЫ - Страница 2

В 1201 г. гумилиаты получили от папы Римского Иннокентия III (1198–1216 гг.) устав, оформивший их конгрегацию, состоявшую из трёх частей, или «орденов». Духовенство относилось к так называемому первому ордену, мужские и женские монастыри – ко второму, а миряне – к третьему. Гумилиаты первого и второго орденов, вскоре слившихся в один, приняли Устав преподобного Венедикта Нурсийского (около 480 – 547 гг.) с дополнениями из устава Августина Блаженного. Руководство конгрегацией осуществлял избираемый на три года генерал ордена, резиденция которого находилась в Милане. В 1288 г. папа Римский Николай IV (1288–1292 гг.) вывел гумилиатов из-под юрисдикции местного духовенства. Движение получило распространение преимущественно в Северной Италии, в том числе в Милане, Павии, Лоди, Парме, Модене, Тоскане и Венеции. Первая половина XIII в. является эпохой наибольшего процветания гумилиатов, не только религиозного, но и экономического, чему способствовало занятия второго ордена сукноделием и участие в этом производстве первого своими капиталами. В 1216 г. насчитывалось 150 объединений гумилиатов, к 1278 г. – около 220. Их женская община была организована в Милане по образцу мужского объединения при церкви св. Екатерины Кларой Блассони (отсюда их второе наименование – «блассонские монахини»). Монахини и мирянки (в том числе жёны гумилиатов) обслуживали госпитали для заразных больных и лепрозории. Монахи-гумилиаты занимались пастырской деятельностью, проповедуя смирение и покаяние; светские члены продолжали вырабатывать сукно и производить одежду из дешёвых полушерстяных тканей, что стало реакцией на роскошь и излишества современной им моды. Гумилиатов приглашали в городские советы, которые поручали им организацию текстильных мануфактур. Полученную прибыль члены ордена вкладывали в строительство больниц, богаделен, домов, которые сдавались в аренду рабочим-сукноделам. Авторитет, приобретённый гумилиатами, способствовал выдвижению членов ордена на должности в системе городского управления, особенно связанные с финансовой ответственностью. Однако увеличение благосостояния и забота о материальных ценностях привели к упадку ордена и сокращению численности его членов. Так, в конце XV в. насчитывалось всего 90 объединений и 170 монахов. Одновременно с падением сукноделия в гумилиатской среде падет и религиозное значение ордена. Внутренние непорядки привели в XVI в. к попыткам его реформы. Подготовить реформу ордена в соответствии с общими принципами устройства католических объединений папа Римский Пий V (1566–1572 гг.) поручил кардиналу Карло Барромео (1538–1584 гг.), покровителю конгрегации гумилиатов, в том числе осуществить созыв генерального капитула, на котором происходили выборы генерала ордена, ввести предварительную ступень послушничества перед вступлением в монашество и др. Однако попытки реформировать конгрегацию гумилиатов оказались безуспешными, а член ордена Ла Фарина пытался убить кардинала, вследствие чего папа Пий V в 1571 г. упразднил орден. От него остались только гумилиатки (или «блассонки», по имени предполагаемой первой настоятельницы женского общежития Клары Блассони; около 1140 г.), выделявшиеся особенно уходом за больными во время эпидемий чумы. Имущество гумилиатов было передано другим монашеским орденам, в частности варнавитам и иезуитам. Папский запрет не коснулся женской части конгрегации, которая насчитывала 14 монастырей, расположенных по всей Италии. С XVIII в. число женских монастырей гумилиатов постепенно сокращалось. В настоящее время наиболее известным является монастырь св. Цецилии в Риме. Гумилиатки-монахини носят белую (иногда с чёрным покрывалом) одежду, а мирянки – серую.



 
PR-CY.ru