ГРУНДТВИГ Николай Фредерик Северин - Страница 2

В «Nordens Mythologie» (1808 г.) Грундтвиг излагает северную мифологию по древним сагам, которое является «не произвольным собранием древних мифов, но органически связанным, цельным творением, которое в пяти огромных действиях развёртывает перед нами чудеснейшую победную драму, какую только мог создать смертный». Вышедшие затем и крупнейшие его поэтические произведения на темы из северной мифологии, известные под общим заглавием «Optrin af Kjaeempelivets Undergang i Nord» («Сцены из жизни северных богатырей», 1809 г.), уступают эленшлегеровским на те же темы только по красоте и изяществу внешней формы, но превосходят их (по собственному признанию Адама Готлиба Эленшлегера) внутренней силой, мощью и правдивостью. «Optrin af Norners og Asers Kamp» («Сцены из борьбы норн с азами»), вышедшие в 1811 г., заканчивают период литературно-поэтической деятельности Грундтвига, который уже начал переживать тяжёлый душевно-религиозный кризис, чуть было не омрачивший его разум. Его деятельность на новом поприще религиозного писателя началась обвинением в искажении Священного Писания, брошенным им современному духовенству. Затем вышел историко-религиозный труд «Kort Begreb af Verdens Krönike i Sammenhaeng» («Краткое изложение всемирной истории», 1812 г.), в котором проводится мысль, что история только тогда получает смысл, если рассматривать её с точки зрения христианского учения. Для распространения своих религиозных воззрений Грундтвиг основал ежемесячный журнал «Theologisk Maaneolskrift» (1823 г.), в котором вёл бурную полемику (1826 г.) с профессором Клаусеном, стоявшим за свободную критику Священного Писания. В 1830 г. появилась наделавшая много шуму статья Грундтвига «Следует ли продолжать лютеранскую Реформацию», в которой он требует Реформации не только для церкви, но и по отношению к государству и к школе. В 1832 г. ему была дозволена свободная проповедь, но запрещено отправлять какие-либо иные священнические обязанности. Горячо любя свой народ и родной язык, который ставил выше всех на земле, Грундтвиг ратовал за народную свободу, за образование в строго национальном духе и за сохранение чистоты родного языка (журнал «Dane Virke», 1816–1819 гг.). Он настаивал на уничтожении классицизма и на расширении общеобразовательной программы для народа, для которого предлагал учредить высшие образовательные заведения (Folkehöjskolen, или народные университеты). Два первых таких заведения были устроены в Дании в 1843 г. на средства, собранные между его почитателями в Дании и Норвегии; впоследствии они распространились по всей Скандинавии и Финляндии. Грундтвиг принимал участие в составлении нового «Grundkov» (основного закона), затем много лет был членом законодательного собрания. В 1861 г. был торжественно отпразднован день 50-летнего юбилея служения Грундтвига в сане священника, причём он был возведён в сан епископа. Грундтвиг дожил ещё и до 60-летнего юбилея, и в том же году издал свой последний труд, «Kirkespeilet». См. также ГРУНДТВИГИАНСТВО



 
PR-CY.ru